Грамматические игры и упражнения


Страница 1 2 3  Вернуться

"НАЗОВИ, ЧТО СДЕЛАЛ УМЕЙКА"

Цель игры . Учить детей составлять (распространять) предложение с одно родными сказуемыми.

Материал . Бумага, ножницы и др. (по усмотрению воспитателя).

Организация занятия.

В гости к детям приходит Умейка (его роль исполняет заранее подготовленный ребенок, можно и из старшей группы). Задание получают и группа (следить за действиями гостя), и Умейка, но так, чтобы никто не слышал: "Подойди к столу, возьми бумагу, отрежь полоску и отдай Сереже". Умейка выполняет задание, а дети внимательно следят за ним. Выигрывает тот ребенок, который правильно перечислит все действия Умейки. Ребенок-победитель исполняет роль Умейки.

Задания Умейке могут быть самые разные: подойди к двери, попрыгай и вернись обратно; подойди к столу, возьми книгу и дай Вадиму; возьми машину, поставь в гараж; выйди из комнаты и войди обратно; подойди к кубику и перепрыгни через него; возьми мяч и подбрось его вверх; уложи куклу спать.

"КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ДЕЙСТВИЙ"

Цель игры . Учить детей образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т. д.).

Материал. Кукла Неумейка. Картин ки: одежда, самолет, дождь, снег, кукла, собака, солнце.

Организация занятия.

На занятие приходит Неумейка и приносит с собой картинки. Задание детям: подобрать слова, обозначающие действия изображенного предмета или явления. Например: что можно сделать с одеждой? (Выстирать, выгладить, надеть, зашить, запачкать, вычистить.)

Что делает самолет? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится.)

Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше.)

Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит.)

Что можно делать с куклой? (Укладывать, кормить, катать, лечить, гулять, танцевать, одевать, наряжать, купать, качать.)

Что делает собака? (Лает, грызет, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет.)

Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, всходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает.)

Такую игру можно проводить по разным темам: "Предметы домашнего обихода", "Явления природы", "Времена го да", "Животные и птицы" и др.

"КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ ПРОФЕССИЙ?"

Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.).

Организация занятия.

Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия - воспитывать вас. А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и

выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)

Воспитатель называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

Примечание. Занятие на эту тему желательно проводить в конце года при соответствующей подготовке детей.

"СОРОКА"

Игра- драматизация

Цель игры . Учить детей соотносить глагол, обозначаемое им действие пред мета и сам предмет.

Материал . Иголки, очки, мыло, звонок, щетка, утюг, кисть, веник. Сорока (игрушка).

Организация занятия.

Воспитатель. Пока вы были на прогулке, к нам в группу прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Посмотрим, что она взяла (на столе ведущий раскладывает предметы), и попросим их вернуть.

Далее игра идет в форме диалога между детьми и сорокой (ее озвучивает воспитатель).

Дети.

Сорока, сорока, Отдай нам мыльце!

Сорока.

Не дам, не отдам.

Возьму ваше мыльце,

Отдам своему сорочонку умыться!

Дети.

Сорока, сорока,

Отдай нам иголку!

Сорока.

Не дам, не отдам!

Возьму я иголку,

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети.

Сорока, сорока,

Отдай нам очки!

Сорока. Не дам, не отдам! Я сама без очков прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети.

Сорока, сорока, Отдай нам звоночек!

Сорока. Не дам, не отдам! Возьму я звоночек, Отдам сорочонку: звони, мой сыночек!

Ведущий. Ты, сорока, не спеши, Ты у деток попроси, Все тебя они поймут, Все, что надо, подадут.

Воспитатель. Что ты будешь делать, сорока?

Сорока. Буду чистить, гладить, красить, мыть, подметать, стирать, читать, шить.

Воспитатель. Дети, что для этого нужно сороке? (Дети называют и приносят соответствующие предметы.)

Сорока благодарит и улетает, пообещав все вернуть.

Примечание. Занятие можно продолжить, когда сорока принесет все обратно. Так появляется возможность вспомнить, что она делала с каждым предметом: мылом помылась, щеткой чистила, утюгом гладила, краской красила и т. д.

"МОЛЧОК"

Цель игры . Учить детей образовывать глагол от существительного. 

Материал . Барабан, дудочка, звонок, труба, машина с сигналом, свисток.

Организация занятия.

Дети (хором; текст им знаком):

Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть: Чик-чок, рот на крючок И молчок!

Сказав слово "молчок", дети замолкают; никто не улыбается. Последняя задача не из легко выполнимых. Кто нарушил правила игры, получает фант. Когда роздано около пяти фантов, их разыгрывают. Воспитатель - у него в руках барабан, дудочка, звонок, труба, машина с сигналом, свисток - садится к детям спиной, а кто-либо из победителей, взяв у проигравшего фант и показывая детям, подходит к воспитателю и спрашивает, стоя за его спиной: "Что присудить фанту, который у меня в руке?" Воспитатель дает задание: барабанить на барабане или подудеть на дудочке и т. п. 

Выполнивший задание получает свой фант.

"СМЕШИНКА"

Цель игры . Учить детей соотносить с движением глаголы, образованные с по- мощью приставок.

Организация занятия.

С помощью считалки:

Жили-были

Я ли, ты ли.

Между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

дети выбирают "смешинку", задача которой - рассмешить играющих. Возможности неиссякаемы: копируются движения неуклюжего медведя, хитрой лисы, трусливого зайца; можно неожиданно чихнуть, спеть, прочесть смешную считалку (стихотворение) и т. д. Тот, кто засмеется, платит фант. Если фантов наберется около десяти, их разыгрывают. Воспитатель садится лицом к детям, а кто-либо из победителей помогает ему: берет фант, прячет за спину и спрашивает: "Что полагается фанту, который у меня за спиной прячется?" Воспитатель придумывает движения: пройти прямо, на корточках, влезть на стул, пролезть под столом, спрыгнуть, наклониться, выпрямиться, перешагнуть, перепрыгнуть, при сесть и др. Тот, кто неправильно выполняет заданное действие, не получает фант; его разыгрывают повторно, или на помощь приходит кто-либо из детей, который сумеет выполнить задание.

"МОРОЗ"

Белорусская народная игра

Цель игры . Закрепить умения детей образовывать глагол от существительного с помощью приставок.

Материал . Элементы костюма Деда Мороза.

Организация занятия .

С помощью считалки дети выбирают Деда Мороза.

Ты белый, ты яркий,

Ты в шубе, ты в шапке,

У тебя красный нос.

Это ты - Дед Мороз!

Начало игры. Все дети разбегаются. Задача Деда Мороза - дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит неподвижно в той позе, в какой его осалил Дед Мороз. Проштрафившийся платит фант, который Дед Мороз разыгрывает в конце игры. Новым Дедом Морозом может быть тот, кого не осалили, или кто стоял неподвижно сравнительно долго, или кто хорошо отыграл свой фант.

Примечание. Все игры с фантами проходят интереснее и осваиваются в разновозрастном коллективе, когда игровой опыт естественным образом передается от старших по возрасту детей к младшим. Поэтому в много комплектном детском саду их желательно организовывать, приглашая к общению детей из разных групп (на участке, в музыкальном зале). Если же игры воспитатель организует впервые с малышами, то их организацию и придумывание заданий он берет на себя.

Страница 1 2 3   Вернуться
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%