Грамматические игры и упражнения

Младший дошкольный возраст

Страница 1 2 3  Вернуться

"ПЕРЕПРЫГНИ ЧЕРЕЗ РОВ"

Цель игры . Учить детей образовывать повелительную форму глагола с помощью приставок.

Организация занятия .

Игроков распределяют на две команды и выстраивают на площадке одну против другой (на расстоянии 50 см).

Перед каждой командой рисуют две параллельные линии - это ров. На слова воспитателя:

Если хочешь

Ловким быть,

Если хочешь

Сильным быть,

Если хочешь

Быть здоров, -

Перепрыгни

Через ров!

все прыгают. Выигрывает та команда, в которой большее число играющих сумело перепрыгнуть через ров, не наступив на черту. Игра продолжается. Проигравшая команда под тот же стишок, но сказанный уже "победителями", предпринимает вторую попытку. Игру можно активизировать, предложив детям прыгать с закрыты ми глазами.

"ВЕТЕР"

Цель игры . Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок (выглянул, помчался, запрыгал).

Организация занятия .

Один из игроков исполняет роль ветерка, остальные - зайцев. Дети-зайцы надевают на голову шапки с длинными ушами и на корточках располагаются по кругу. На слова, сказанные воспитателем: 

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки,

И помчался - скок да скок -

Белый маленький клубок,

они медленно поднимаются и прыгают на двух ногах вперед.

На следующее четверостишие:

Вот запрыгал он с разгона

По проталинкам зеленым,

Он вокруг березок кружит,

Перепрыгивая лужи!

дети прыгают в ту сторону, где нарисованы небольшого размера круги-лужи, пе репрыгивают их. 

На слова, произнесенные вместе с воспитателем: 

Ветер, ветер! Догоняй-ка!

Не догнать лихого зайку!

разбегаются по залу. Ребенок-ветерок должен осалить убегающих.

Игру проводят с небольшой подгруппой (6-8 детей). Если количество играющих больше, выбирают двух "ветерков".

"ПОЕЗД"

Цель игры . Закреплять умение детей соотносить слово с действием.

Организация занятия . Детей выстраивают друг за другом, образуя как бы "поезд"; они кладут руки на плечи играющего, стоящего впереди. На слова, сказанные воспитателем: 

Чух, чух, пых-чу,

Пых-чу, вор-чу,

Стоять на месте не хочу!

"поезд" начинает медленно двигаться, постепенно ускоряя движение.

Ко-ле-са-ми

Стучу, стучу,

Ко-ле-са-ми

Вер-чу, вер-чу,

Са д ись скорее,

Про-ка-чу!

Чу! Чу!

Далее движения выполняются согласно тексту: "Колесами стучу, стучу" - дети топают ногами; "Колесами верчу, верчу" - круговые движения руками, вытянутыми вперед. На слова: "Чу! Чу!" - "поезд" останавливается.

"ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ"

Цель игры . Активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием.

Организация занятия.

Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пой манный становится водящим.

Эта игра пользуется популярностью и в группах старшего возраста.

"ЛОХМАТЫЙ ПЕС"

Цель игры . Учить детей соотносить действия со звучащим словом; закреплять способы образования глаголов с по мощью приставок (подойдем, разбудим, посмотрим).

Организация занятия . Один из играющих исполняет роль собаки. Он ложится на травку (коврик) и притворяется спящим. Остальные на цыпочках гурьбой подходят к нему и говорят: 

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Сказав эти слова, кто-то из детей легким движением будит собаку. Пес просыпается, недовольно рычит, лает, затем вскакивает и пытается догнать ребят.

Если игра повторяется, на роль собаки можно выбрать с помощью считалки ребенка из числа победивших.

"КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА"

Цель игры. Учить детей соотносить глагол с обстоятельствами места, причины (куда? зачем?) и образовывать глагол звукоподражанием (пищать).

Организация занятия .

Дети выбирают Курочку-Рябушечку, остальные исполняют роль цыплят. Курочке-Рябушечке на голову надевают шапку. По сигналу водящего (воспитателя) начинается диалог. 

- Курочка-Рябушечка, Куда идешь?

- На речку.

- Курочка-Рябушечка, Зачем идешь?

- За водой.

- Курочка-Рябушечка, Зачем тебе вода?

- Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат - Пи-пи-пи!

На слова "На всю улицу пищат" дети- цыплята убегают от курочки и пищат: "Пи-пи-пи". Если курочка ловит кого-то, то она произносит: "Иди к колодцу пить водицу". Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой Курочки-Рябушечки.

"МОЛЧАНКА"

Цель игры. Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок. 

Организация занятия .

Перед началом игры дети хором произ носят:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок.

Молчок!

Со словом "молчок" все замолкают и не двигаются. Ведущий (воспитатель) наблюдает за детьми. Если кто-то рассмеется, или заговорит, или пошевелится, он дает ему фант. В конце игры дети выкупают фанты - выполняют действия по команде: залезают под стол и вылезают, подпрыгивают на месте два-три раза; выходят в раздевалку и входят в групповую комнату; отодвигают стул и задвигают на место; выглядывают в окошко; приседают, встают, подбрасывают мяч; перепрыгивают через веревочку и т. д.

Игра эта увлекает обычно детей всех возрастных групп.

Примечание. В группе малышей разыгрывать фант лучше сразу, как только кто-то из играющих нарушит правило. Задание придумывает воспитатель. В старших группах задание придумывают сами дети.

"СОВА"

Казахская народная игра

Цель игры . Учить детей образовывать глаголы звукоподражанием.

Организация занятия .

Воспитатель (обращается к детям). Поиграем в "Сову". Это веселая игра казахских ребят. Думаю, она и вам понравится.

Тот, кого выберут совой, садится в гнездо и до поры до времени спит. Остальные бегают вокруг совы, прыгают. Одни могут квакать, как лягушата, другие - блеять, как козлята, третьи - изображать жеребят. По сигналу ведуще- го "Ночь!" сова открывает глаза и отправляется на охоту. (Воспитатель объясняет: совы днем всегда спят, а охотятся ночью.) Все вы, кто прыгал, скакал, замираете. Кто пошевелится или засмеется, - платит фант. 

Какие можно разыгрывать фанты: пусть пошипит, как змейка; закукарекает, как петух; залает, как собака; затрубит, как слон; зажужжит, как муха; зазвенит, как комар; замяукает, как кошка; заквакает, как лягушка; закрякает, как утка; завоет, как волк; зарычит, как тигр; заржет, как лошадь; зафыркает, как еж; замычит, как корова, и т. д.


Страница 1 2 3    Вернуться

Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%