Грамматические игры и упражнения


Страница 1 2 3   Вернуться

"ДВА БРАТА"

Дидактическая игра

Цель игры . Учить детей правильно употреблять глаголы.

Материал . Куклы Шустрик и Мям лик (медвежата).

Организация занятия.

Воспитатель. Жили-были в лесу два брата - два маленьких медвежонка. Звали их Шустрик и Мямлик (показыва ет игрушки). Шустрик был веселый, послушный, всегда успевал все вовремя сделать. Мямлик - очень медлительный. У него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил. Родители его считали непослушным.

Обычно Шустрик просыпается очень рано и быстро подымается с постели, а Мямлик еще только... (встает, добавляют дети; свои слова воспитатель сопровождает движениями Шустрика и Мям лика). Шустрик уже одет, а Мямлик... (только одевается, добавляют дети). Шустрик заправил постель, Мямлик... (заправляет; и т. д. соответственно: умылся - умывается, почистил зубы - чистит, позавтракал - завтракает, пришел в школу - идет в школу, пообедал - обедает, сделал уроки - делает уроки, собрался на прогулку - собирается, лег спать - ложится спать). Дети, пожалуйста, подскажите Мямлику: как стать веселым?

В содержании игры воспитатель может использовать различные сюжеты: "На прогулке", "В лесу", "На реке", "На утренней гимнастике" и др.

ДОБАВЬ СЛОВО

Цель игры . Учить детей дополнять в предложении опущенные глаголы, находить нужное слово по смыслу высказывания.

Материал . Кукла Гена.

Организация занятия .

Игра начинается со вступительной беседы о том, как дети помогают родителям, что они умеют делать.

Воспитатель. К нам в гости пришел мальчик Гена. Он, как и вы, любит помогать бабушке, дедушке, маме, папе, брату и сестре. Вы спрашиваете, что он умеет делать? Мы сейчас будем угадывать.

Гена (его роль исполняет воспитатель): Я умею постель... (дети: застилать). Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть, полоскать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять). Я помогаю вилки... (раскладывать). Я помогаю крошки со стола... (сметать). Я помогаю комнату... (убирать).

При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к ответам по указанию Гены.

"СКАЖИ НАОБОРОТ"

Цель игры . Учить детей подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы- антонимы.

Материал . Кукла Чипполино.

Организация занятия .

Воспитатель. К нам, в детский сад, пришел в гости Чипполино. Все ему у нас нравится: как мы зарядку делаем, как играем, лепим из пластилина, рисуем, поем и танцуем.

Однако... Чипполино, а почему ты за грустил? Что? Скажешь мне на ухо? Что? Не умеешь подбирать, как наши дети, слова-"наоборот", слова с противоположным значением? Ребята, поможем Чипполино? Я буду называть слова, а вы вместе с Чипполино придумайте слова-"наоборот", слова с противоположным значением.

Воспитатель

Входить

вбегать

прибегать

привозить

прилетать

приходить

подплывать

закрывать

вставать

говорить

мириться

кричать

нагревать

Дети

выходить,

выбегать,

убегать,

увозить,

улетать,

уходить,

отплывать,

открывать,

ложиться,

молчать,

ссориться,

снимать,

раздевать,

молчать,

охлаждать,

надевать

одевать

Вспитатель. Чипполино, теперь ты понял, что означает подбери слова-"наоборот"?

"НЕВИДИМКА"

Цель игры. Учить детей образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

Материал . Кукла, шапка-невидимка, ширма, музыкальные инструменты (иг рушки), мебель.

Организация занятия.

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришел Невидимка (его роль исполняет кто-либо из детей), у которого есть шапка-невидимка (показывает). Когда Невидимка надевает эту шапку, никто его уже не видит. В подтверждение этих слов Невидимка надевает шапку и прячется за ширму, а затем, выйдя из-за ширмы и сняв шапку, рассказывает детям, что любит и умеет делать (показывает: танцует, поет, читает стихи, бегает, прыгает, играет на музыкальных инструментах, сидит, спит, ходит и т. д.), вновь надевает шапку (прячется за ширму) и выполняет одно из названных действий. Дети, задавая ему вопросы, угадывают, что он делает: "Ты спишь?", "Ты делаешь зарядку?" и т. д. Тот, кто угадал первым, получает право быть Невидимкой.

Когда игра хорошо знакома, можно выбрать двух Невидимок. Тогда дети будут образовывать множественное число глаголов.

"ОЛИНЫ ПОМОЩНИКИ"

Цель игры. Учить детей образовывать формы глаголов во множественном числе.

М а т е р и а л. Кукла Оля.

Организация занятия.

Воспитатель (обращается к детям). К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, что за помощники у нее и чем они помогают нашей Оле. (Показывает ноги. Кукла идет.) Это что? Правильно, ноги. Что они делают? (Ходят, прыгают, бегут, скачут, танцуют.) А что делают руки? (Берут, кладут, держат, моют, одевают, рисуют, вырезают, наклеивают.) А зубы? (Жуют, кусают, грызут.) Глаза? (Смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся.) Уши? (Слушают.) А как сказать об этих частях тела ласково? Правильно, ножки, ручки, глазки, зубки, ушки.

Сейчас я прочту вам стихотворение, а вы подсказывайте мне, кто Олины помощники (воспитатель читает стихотворение Е. Г. Каргановой "Олины помощники").

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле... ножки.

Интонацией незавершенности воспитатель побуждает детей к подсказке.

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (ручки).

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Оле... (зубки).

Оля смотрит на кота.

На картинки-сказки.

А для этого нужны Нашей Оле... (глазки).

После чтения стихотворения воспита тель обращается к детям (выборочно) с вопросами: "Кто твои помощники? Что они умеют делать?"

"КТО ЧТО ДЕЛАЕТ "

Цель игры. Учить детей образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного чисел.

Материал. Игрушки: кошка, собака, два ежа.

Организация занятия.

Воспитатель рассматривает с детьми игрушки (кошку, собаку, двух ежей) и предлагает описать их внешний вид (кош ка - серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка - белая, мохнатая, большая; ежи - колючие, серенькие, маленькие).

Воспитатель

Что делает кошка, когда ее гладим? А что она делает, когда видит мышку?

Что делает кошка, когда видит мышку не настоящую, а игрушечную?

Еще что умеет делать кошка?

Как много интересных слов сказали вы про кошку! (Повторяет их.)

А что делает собачка?

Что делает собачка, когда видит кошку?

Когда собачке дают кусочек мяса, то что она делает?

Что умеют делать ежи?

Как ежи носят себе еду? Как они свой голос подают?

Дети

Мурлычет, радуется, выгибает спинку. Тихо подкрадывается, бежит, ловит, прыгает.

Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется.

Мяукать ("мяу-мяу"), лакать молоко, пить.

Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест.

Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит. Подпрыгивает, служит, ест, радуется.

Они ходят, сворачиваются в клубочек, плавают,

бегают.

Накалывают все на иголки.

Ежи ("фыр-фыр") фыркают.

Ответы детей педагог сопровождает движениями игрушек. После организованной игры дети получают игрушки для свободной деятельности.

"ВСЕ НАОБОРОТ"

Цель игры. Учить детей образовывать глаголы-антонимы (противоположного значения), с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Организация занятия.

Воспитатель. Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Вот послушайте мой рассказ. (Рассказ педагог сопровождает движениями игрушек.) У мамы-обезьяны были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (ото рвет), вычистит... (испачкает), за молчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т. д.

Занятие можно продолжить чтением стихотворения В. Берестова "Непослуш ная кукла". Воспитатель.

Ее просят танцевать,

Она лезет под кровать.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Все играть - она лежать,

Все лежать - она бежать.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Это стихотворение написал поэт Валентин Берестов. С кем бы вы хотели, дети, играть - с Послушницей или Упрямицей? А что же делать Упрямице? (Ответы.) Сейчас я прочитаю вам другое стихотворение "Делайте наоборот", его автор - поэт Екатерина Карганова - предлагает упрямым детям исправиться. 

Если вы очень упрямы,

Делайте наоборот -

Не вам помогает мама,

А вы помогаете! Вот.

Теперь Упрямица станет помогать маме, и ее не будут больше так называть. Не так ли?


Страница 1 2 3    Вернуться

Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%