Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Страничка старшего воспитателя

«Домашняя библиотека»

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотеку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер. Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?». А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых. В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. Какое образование могут дать родители своим детям-дошкольникам дома без приглашения репетитора? Литературное. Только если в круге чтения ребенка еще до школы будут книги по всем отраслям знаний, изложенные занимательно, в соответствии с возможностями и особенностями восприятия дошкольника, если он будет хорошо знаком с классической русской и зарубежной детской литературы и книгами современных авторов, пишущих для детей, если он будет знать многое наизусть – тогда не будет сложностей в устной и письменной речи. Литература сформирует и богатый словарь, и логику высказывания, и понимание, что хорошо, а что дурно. Кроме того, настоящее искусство всегда заражает тягой к творчеству, созиданию. Все это и дает ребенку, подростку, взрослому литературное образование. Как же вызвать у ребенка желание читать, стать начитанным? Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких детей могут войти издания, казалось бы, не предназначенные для них. Это могут быть альбомы по искусству, фотоальбомы, иллюстрированные издания, рассматривая которые, ребенок получает толчок к познанию. Какие же книги могут увлечь ребенка? Назовем основные группы таких книг. 1. Сборники фольклорных песенок-потешек разных народов мира Это могут быть стихи в переводе Маршака, Токмаковой, Чуковского, иллюстрированные классиками отечественной книжной графики – Васнецовым, Конашевичем и др. Ребенок много раз будет просматривать эти книги, привлеченный радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз произведение, будет играть в «чтение», водя по строчкам пальцем и наизусть произнося тексты, собранные под одной обложкой. Ценность таких сборников заключается еще и в том, что ребенок незаметно вбирает в себя наследие народной культуры: гуманность, доброту, совершенство художественной формы. 2. Различные сборники сказок, народных и авторских Сказка всегда привлекала ребенка возможностью ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, уверится в победе добра над злом. 3. Книги о животных книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать и обогащать эмоциональный мир ребенка. Это произведения Толстого, Чехова, Куприна, Пришвина, Перовой, Чарушина. Не бойтесь детских слез, пролитых над книгой- эти слезы, станут залогом человечности и уважения ко всему живому. 4. Веселые книги Не будем забывать, что смех – это интеллектуальная радость ребенка. Не будем лишать детей такого «витамина роста», как детские стихи с парадоксами и небывальщиной. Прежде всего это стихи классика жанра поэзии абсурда Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Марины Бородицкой. С восторгом воспринимают дети произведения Виктора Драгунского, Николая Носова. Успешнее всего литературное воспитание проходит на фоне радости, удовольствия, игры. 5. Научно-популярные энциклопедии по всем отраслям знаний 6. Альбомы по искусству – чтобы дети смотрели, наслаждались репродукциями картин великих художников, вдыхали запах типографской краски, гладили превосходную бумагу, ощущали вес книги. Книга должна быть произведением полиграфического искусства. Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребенка таких черт, как аккуратность, стремление к порядку. Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. С детства следует внушить ребенку, что детская библиотека — это не совокупность случайных книг, но и часть души собирателя библиотеки.

Категория: Страничка старшего воспитателя | Добавил: adora (20.02.2024)
Просмотров: 18 | Теги: библиотека», «Домашняя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%