Почему эта рука — правая, а эта — левая? Они обе дерутся. (Вова, 3 года)
А надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша? Чем отличается он от других, обычных, по нашему мнению, детей? Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребенок рождается с двумя... правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает «леветь».
Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых — не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, и как в одном, так и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое отвечает за речь и абстрактное мышление, правое — за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого — страх и печаль. Эти различия можно продолжать без конца, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо полушария обусловливает психологические особенности людей. Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому после кризиса трех лет и начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами», вернее, «праворукими» и «леворукими» детьми. Как «праворукость», так и «леворукость» объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария — левая. А у части людей ни одно из полушарий не доминирует.
Ребенок «правополушарный» - левша - намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но в то же время им свойственны задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.
Такой ребенок непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.
Ему с большим трудом даются чтение и письмо, овладение которыми в раннем возрасте оказывается совершенно непосильным, а в первом классе может быть камнем преткновения.
Но в целом такие дети общительные и контактные. И если мы, учитывая их особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут разрешимы.
КАК НАДО вести себя родителям с ребенком-левшой
- Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
- Создать для него благоприятный климат в семье.
- Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой.
- Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
- Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться сделать из него вундеркинда.
- Стараться чаще делать малышу сюрпризы.
- Не предъявлять к нему завышенные требования и не противопоставлять его другим, обычным детям.
- Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.
- Любить его таким, какой он есть.
- Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, немедленно обратитесь к специалисту.
КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком-левшой
- Не пытаться скрыть свои насмешки по поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.
- Лишний раз подчеркивать все это при знакомых или посторонних людях.
- Делать все возможное, чтобы переучить ребенка, и наказывать, когда он не поддается обучению.
- Стараться доводить его до слез и вызывать своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
- Быть в основном сухим и педантичным, общаясь с ним.
- Стремиться довести его талант до совершенства, все время, предъявляя к нему завышенные требования.
- Учить до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.
- Создать такую обстановку для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он
- Чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.
- Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша.
В. А. Чернова, психолог
|