Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.
Многие родители ищут специальные центры, где учитель-
логопед мог бы позаниматься с ребенком. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания. Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?
На самом деле, логопед в детском саду должен, как минимум, наблюдать каждого ребенка, но, естественно, наибольшее внимание оказывается деткам с предрасположенностью к речевым дефектам (например, при некоторых заболеваниях), а также уже имеющим какие-то отклонения, хотя с малышами с серьезными нарушениями, как правило, учитель-логопед занимается в специальных группах. На что же надо обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года ребенок произносит только отдельные слова и совсем не
строит фразы и предложения; в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения; он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около
2000 слов), не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает
собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с
сонорными согласными (звуками «р» и «л»); ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях,
небольшая непоследовательность в повествовании). Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель-логопед в детском саду или логопед в поликлинике.
Учитель-логопед поможет: скорректировать произношение. В частности, исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов) и другие; подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только проконтролирует общую речевую подготовку малыша, но и предупредит, если будет такая необходимость.
|