Вспомните, как загораются глаза у вашего малыша, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светиться в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с тобой поиграем в очень интересную игру!». Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка.
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, речевом, физическом и эстетическом воспитании детей.
Существует несколько разновидностей игр. Но хотим познакомить вас с таким видом игр, как игры для формирования и закрепления правильного звукопроизношения.
Игра «Лес шумит».
Цель: автоматизация звука Ш.
Описание игры: Взрослый вспоминает с ребёнком, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш – ш - ш. Взрослый предлагает ребёнку поднять руки вверх, как веточки у деревьев, когда на них дует ветер: ш –ш – ш …
Игра «Маленькие ножки бежали по дорожке».
Цель: автоматизация звука Ш в связном тексте.
Описание игры: взрослый предлагает ребёнку показать, где у него ножки. Ребёнок показывает. Взрослый говорит, что ножки у ребёнка маленькие, но бегают быстро. Ребёнок бежит и приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке,
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие и идёт он медленно:
Большие ноги шли по дороге,
Большие ноги шли по дороге.
Ребёнок несколько раз выполняет со словами ритмичные подражательные движения, то быстрые и лёгкие, то медленные и тяжёлые.
Игра «Жуки».
Цель: автоматизация звука Ж .
Описание игры: ребенок – жук сидит в своём домике и говорит:
Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж – ж – ж- ж.
По сигналу взрослого жук вылетает на полянку. Там он летает, греется на солнце и жужжит: Ж – ж – ж. … По сигналу «Дождь» жук летит в домик.
Игра «Точильщики».
Цель: автоматизация звука Ж отдельно и в словах.
Описание игры: Ребёнок – точильщик. Он сидит на стуле и говорит: «Точу ножи, точу ножи!». К точильщику подходит взрослый: «Поточите ножик!». Точильщик делает движения, как будто точит, и приговаривает: жжж…ж…ж!
Игра «Прогулка в лес».
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.
Описание игры: взрослый вместе с ребёнком вспоминает свою прогулку в лес. «В лесу тихо. Но налетел лёгкий ветерок и закачал верхушки деревьев.» Ребёнок: ш – ш – ш… «Пролетел ветерок, и опять стало в лесу тихо. Слышно, как в высокой траве на поляне жужжит жук. Как жужжат жуки? Ребёнок: ж – ж – ж ….
А теперь напомни мне, как шумит ветерок?
Игра «Насос».
Цель: автоматизация звука С.
Описание игры: ребёнок сидит на стуле. Взрослый говорит ему, что они сейчас отправятся на прогулку на велосипедах. Но пока велосипеды постояли, шины немного спустили, их надо накачать. Возьмём насос и по очереди будем накачивать шины, произнося звук С и продолжая действия насоса. Если ребёнок неправильно произносит звук, значит, у нас сломался насос, мы его ремонтируем и снова пробуем качать шины.
Игра «Ванька, встань-ка».
Цель: автоматизация звуков С, Сь.
Описание игры: ребёнок делает движения: встаёт на носочки и возвращается в исходное положение. Затем приседает, опять становиться на носочки, приседает. Движения сопровождаются словами:
Ванька, встань-ка,
Ванька, встань-ка,
Приседай-ка, приседай-ка,
Будь послушен, ишь какой,
Нам не справиться с тобой.
В эти игры несложно играть, они не занимают много времени, и вы можете играть дома в любое удобное для вас время. Желаем успеха!!!
|