Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Общие темы

Защита прав ребенка

 

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ:

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

            Жестокое обращение с детьми (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребёнка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Формы жестокого обращения с детьми

            Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка.

            1. Физическое насилие

            Это – преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку.

            2. Сексуальное насилие (или развращение)

            Это – вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

            Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

         3. Психическое (эмоциональное) насилие

            Это – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

            К психической форме насилия относятся:

– открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

– угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме;

– замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

– преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

– ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

– однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

            4. Пренебрежение нуждами ребёнка

            Это – отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

            К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

– отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

            Недостаток заботы о ребёнке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений. 

ИСКУССТВО БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ

            Тема родительской любви может быть расширена за счёт детального рассмотрения исходных принципов, лежащих в основе родительского мастерства. Каковы же те базовые родительские установки, которые позволяют реализовать тёплые, уважительные и доверительные отношения с ребёнком? Психологи выделяют несколько таких установок.

·        Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал Вам ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Ваши ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти Ваши проблемы.

·        Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

·        Ваш ребёнок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

·        Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму Ваших несбывшихся надежд и раздражения. Стали требовать от него то, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче говоря, не захотели принимать его таким, каков он есть.

·        Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в Вашем малыше. В лучшее, что в нём ещё когда-нибудь будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

         Именно эти пять принципов отношения к ребёнку определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности ребёнка.

КАК НАКАЗЫВАТЬ РЕБЁНКА?

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Однако традиционное убеждение значительной части родителей в том, что физические наказания не такое уж большое зло, а во многом даже и благо, довольно устойчиво. Устойчивость применения физических наказаний связана с достаточно сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только на маленького и беззащитного человека. Но эффективность данного вида воспитательного воздействия – это всё-таки эффективность со знаком «минус». Почему?

Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинились их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате ребёнок не подчинился, а его языком и действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Нельзя применять физическое наказание ещё и потому, что обычно эта форма воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлёпающая своего ребёнка со словами: «Драться нехорошо!» Маловероятно, что малыш сможет понять, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются родители, пытаясь доказать ребёнку его неправоту или добиваясь послушания.

Не следует прибегать к физическому наказанию ещё и потому, что изменение поведения ребёнка после него происходит, как правило, только в присутствии человека, который наказал ребёнка. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребёнке действительно моральное поведение, способность к правильным поступкам только под воздействием собственного внутреннего контроля, без внешних ограничений.

Заметим, что речевая агрессия (ругань, оскорбления), так же как и физические наказания, малоэффективна и ведёт лишь к аналогичным способам поведения ребёнка со сверстниками в результате действия механизма подражания.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

(из главы 12 Семейного кодекса Российской Федерации)

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

         1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

         2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Статья 62. Права несовершеннолетних родителей

1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребёнком и участие в его воспитании.

2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребёнка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребёнку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребёнка. Разногласия, возникающие между опекуном ребёнка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

3. Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать своё отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Статья 63. Права и обязанности родителей

по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

(Доронова Т.Н. и др. Защита прав и достоинства маленького ребёнка. – М., 2003)

Категория: Общие темы | Добавил: adora (19.03.2011)
Просмотров: 3933 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%