В
неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к
себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая
защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном
развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -
самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних
этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в
непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима:
"Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В
отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет
психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными
мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к
своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать
установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении
ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки
возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и
сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее
их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для
неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием
против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно
подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.
Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку
"Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если
ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в
реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно,
большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному
развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать
их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты,
помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером
исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных
установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни
с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость,
вера в себя и свои силы.
Как
часто вы говорите детям:
·
Я сейчас занят(а)…
·
Посмотри, что ты натворил!!!
·
Как всегда неправильно!
·
Когда же ты научишься!
·
Сколько раз тебе можно повторять!
·
Ты сведёшь меня с ума!
·
Что бы ты без меня делал!
·
Вечно ты во всё лезешь!
·
Уйди от меня!
·
Встань в угол!
Все
эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не
удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен,
ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А
эти слова ласкают душу ребёнка:
·
Ты самый любимый!
·
Ты очень многое можешь!
·
Что бы мы без тебя делали?!
·
Иди ко мне!
·
Садись с нами…!
·
Я помогу тебе…
·
Я радуюсь твоим успехам!
·
Что бы не случилось, наш дом – наша
крепость.
·
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не
помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой,
иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо
успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не
робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от
природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые
помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе
воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их
умения чувствовать и догадываться!
|