Душевная
жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух
взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и
подсознание.
В
неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к
себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая
защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном
развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди.
Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития,
непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость
родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа
велел…" и т.д.
В
отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет
психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться
осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно
относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка,
избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в
поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают
повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны,
формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их
действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на
его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только
контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со
стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё
можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не
получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно
получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка,
пение и т.д.).
Несомненно, большая часть
родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию
личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не
обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие
ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически
сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок,
охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым
адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в
себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных
родительских установок.
Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для
личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали
ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них
тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы
даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь
трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство
и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ
УСТАНОВКИ
|
ПОЗИТИВНЫЕ
УСТАНОВКИ
|
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не
будет…". - Замкнутость,
отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность
стереотипному поведению.
|
"Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
|
"Горе ты моё!"-
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к
окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
|
"Счастье ты моё, радость моя!"
|
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"-
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность,
глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное
эмоциональное напряжение.
|
"Поплачь, будет легче…".
|
"Вот дурашка, всё готов раздать…".-
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в
общении со сверстниками, эгоизм.
|
"Молодец, что делишься с другими!".
|
"Не твоего ума дело!". –
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии,
отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями
|
"А ты как думаешь?".
|
"Ты совсем, как твой папа (мама)…". –
Трудности в общении с родителями, идентификация с
родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение
поведения родителя
|
"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у
нас умница!".
|
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". –
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи,
задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к
достижению.
|
"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
|
"Не кричи так, оглохнешь!" –
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное
напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
|
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
|
"Неряха, грязнуля!". -
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и
своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
|
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и
аккуратен!"
|
"Противная девчонка, все они капризули!"
(мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!"
(девочке о мальчике). –
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в
межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
|
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на
другого".
|
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому
ребёнку!".-
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества,
нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или
"уход" от родителей.
|
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
|
"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!" - Недоверчивость,
трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия,
склонность к несчастным случаям,
подозрительность, пессимизм.
|
"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет
хорошо!".
|
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" –
Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход"
от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность
|
"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
|
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и
будешь то-о-ол-стая!".-
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение,
низкая самооценка, неприятие себя
|
"Давай немного оставим папе (маме) и т.д."
|
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" –
Трудности в общении, подозрительность, завышенная
самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
|
"На свете много добрых людей, готовых тебе
помочь…".
|
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой
некрасивый!". - Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения
в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка,
неуверенность в своих силах и возможностях
|
"Как ты мне нравишься!".
|
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у
старших!".-
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность,
боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого
мнения, тревожность
|
"Смелее, ты всё можешь сам!".
|
"Всегда ты не вовремя подожди…". –
Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность,
ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное
психоэмоциональное напряжение.
|
"Давай,
я тебе помогу!"
|
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай
сдачу!".-Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие
поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками,
ощущение вседозволенности
|
"Держи себя в руках, уважай людей!". |
Естественно, список установок может быть значительно больше.
Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень
полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может
"всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное
благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
Я сейчас занят(а)…
Посмотри, что ты натворил!!!
Как всегда неправильно!
Когда же ты научишься!
Сколько раз тебе можно повторять!
Ты сведёшь меня с ума!
Что бы ты без меня делал!
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в
подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок
отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами…!
Я помогу тебе…
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать
здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе
не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам
ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на
асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены
огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть
активными, энергичными и жизнестойкими.
Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний
родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!
|