Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Общие темы

Организация пальчиковой гимнастики для детей 2-4 лет

В последние десятилетия наблюдается возрастание интереса к развитию мелкой моторики, в частности к ее прикладному аспекту. Ведется поиск, возрождение и создание игр и упражнений, направленных на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Наиболее эффективными среди них являются пальчиковые игры. Они развивают не только мелкую моторику, но и активизируют речь, внимание, память, мышление, улучшают пространственную организацию, являются мощным средством повышения работоспособности. Помимо этого, они являются одним из методов формирования графических умений и движений для письма. В дошкольном возрасте не так важно развивать навыки письма, как механизмы, необходимые для овладения ими, ручную умелость, создавать условия для накопления ребенком двигательного опыта. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, растяжение, расслабление, а также использовать изолированные движения каждого из пальцев, в том числе безымянного и мизинца. В противном случае мы рискуем получить противоположный результат – увеличение тонуса мышц пальцев. Проговаривание текста одновременно с движениями дает ряд преимуществ. Так как в этом случае речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. Кроме того, ритм служит регулятором речевого выдоха.

Программа для детей 2-4 лет предполагает решение следующих основных задач: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой; развитие у ребенка точных движений пальцев правой и левой руки; развитие умения координировать движения пальцев рук. Игры помогают налаживать коммуникативные отношения между взрослым и ребенком на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, формировать схему собственного тела.

Предполагается постепенное усложнение каждого упражнения:

  • взрослый читает текст, загибая пальчики сначала на правой руке ребенка, а затем на левой или показывая необходимые движения;

  • взрослый читает текст, ребенок левой рукой сам загибает пальчики правой руки, затем с помощью взрослого - пальчики левой руки;

  • взрослый читает – ребенок сам загибает пальчики на правой руке и правой рукой на левой руке, договаривая простые, доступные его возрасту слова;

  • ребенок сам рассказывает потешки (с помощью взрослого) и сам загибает пальчики на правой руке, а на левой – правой рукой;

  • ребенок сам рассказывает потешки, загибает пальчики на правой, а затем на левой руке.

Формы организации детей на занятии различны: групповая (но не более 5-6 человек) или индивидуальная. Так или иначе, выбор формы организации занятий зависит от целей работы. Периодичность – не менее 3 раз в неделю, продолжительность занятия – не более 15 минут. Важно придерживаться трех правил. Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно; второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук); третье: занятия необходимо проводить систематично.

О. С. Спиридонова, воспитатель

Категория: Общие темы | Добавил: adora (30.10.2015)
Просмотров: 547 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%