Как связаны речь и творческие способности у детей младшего возраста?
Несмотря на то, что язык обладает сложным грамматическим строем, дети очень быстро и легко осваивают его. Речь объединяет все психические процессы: память, мышление, восприятие, представление, воображение.
Возрастной период от года до трех лет является самым динамичным в развитии речи и характеризуется переходом от лепетных слов и звукоподражаний, которыми ребенок обозначает практически все окружающие объекты и совершаемые с ними действия («ав-ав», «дай», «ня»), к словам и фразам так называемой «взрослой» речи. Так, в 2 года словарный запас ребенка должен составлять не менее 200 слов, а речь характеризоваться наличием простых фраз с отсутствием грамматической связи, например, «Кука бух», «Мама дяй», «Дядя би-би» и т.д. В 3 года словарь малыша составляет примерно 1200 - 1300 слов, которые активно изменяются по падежам, лицам, временам и числам. В этом возрасте ребенок правильно произносит практически все звуки речи. Исключения могут составлять шипящие и свистящие звуки, звуки [р] и [л]. Для того, чтобы речевое развитие ребенка раннего возраста соответствовало норме, нужно соблюдать ряд правил:
Правило 1
Лицом к лицу
Важно, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию. Садитесь так, чтобы ребенок видел Ваше лицо и как именно Вы произносите слова.
Правило 2
Поощрение
Когда ребенок пробует что-нибудь сказать, и у него не получается, помогайте, проговаривая слова очень четко: «Да, это кот!» Повторяйте слово несколько раз сами, затем вместе с ребенком. Если у него не получаются какие-либо звуки, попробуйте пропеть это слово «Ко-о-о-о…т!» Ребенок должен видеть, как Ваши губы принимают форму буквы «о» и как резко возникает звук «т».
Правило 3
Читаем вместе с ребенком
Старайтесь читать ребенку как можно больше. Хорошо, если книга содержит красочные картинки; называйте все цвета, предметы, всех изображенных животных и пр.
Так же полезно сочетать чтение с просьбами найти на картинке какой-то предмет, животное.
- Где чашка? Покажи мне чашку. Вот чашка. Красная чашка. Большая чашка. Давай вместе скажем «чаш-ка». Давай нальем в чашку сока и попьем. (Изображаем, что пьем из чашки).
Правило 4
Развиваем мелкую моторику
Развитие движений пальцев и кисти ребёнка - это один из методов развития речи.
Начинать заниматься с малышом развитием моторики можно уже с двухмесячного возраста. Это пальчиковые игры, массаж, простейших игры.
К примеру:
Пальчиковая игра «телефон», «семья», «флажок» и т.д.
Подведем итоги
• Речь дошкольника является не только средством общения, но и показателем развития познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, представления, воображения.
• Сказки, которые сочиняют дети, подсказывают взрослым, чем интересуется ребенок, что его волнует, чего он боится, о чем мечтает.
• Склонность к фантазированию, эмоциональность, чуткость к переживаниям других людей — предпосылки гуманитарных, литературных способностей.
|