Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Общие темы

«Интеллектуалы и полиглоты»

Двухлетние дети – очаровательные существа. Они деятельные, любопытные, искренние, забавные, лукавые, наблюдать за ними  истинное удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабления. Но и ребёнок в праве рассчитывать на бескорыстную любовь ближних, на их доброжелательность и ласку.

Когда ребёнку хорошо и спокойно, он быстро и полноценно развивается, преуспевая буквально во всём. Но в этой статье мы поговорим только о развитии речи маленьких полиглотов.

В возврате между двумя и тремя годами речь ребёнка развивается особенно интенсивно. Исследования показывают: в этот период значительно расширяется его словарь. Если два года это около 270 слов, в два с половиной – 450, то в три года уже 800, а у хорошо развитых детей набирается и более 1000 слов.

Узнав об этом, многие родителе удивятся и возможно, даже забеспокоятся. Как же так? А наша дочка, которой скоро три года, говорит мало и неохотно. А наш мальчик вообще молчит, хотя понимает буквально все. Подчеркиваем, приведенные данные – это среднестатистические показатели. Есть дети, словарь которых к трем годам достигает 1 500 слов; есть плохо говорящие дети с богатым словарным запасом звукоподражаний и простеньких для выговаривания слов. Но есть и вовсе не говорящие дети, хотя при этом они все понимают и адекватно реагируют на вопросы. Таких ребятишек надо обязательно показать специалистам. Любое отставание в речевом развитии опасно. Оно влечёт за собой отставание в умственном развитии.

Что надо делать, чтобы помочь ребёнку успешно овладевать родным языком? Прежде всего необходимо обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. Если ребёнку хорошо, спокойно, он говорит. Но даже самый болтливый спрячется за взрослого и откажется поздороваться  с чужой тетёй, если чего то насторожился.

И в детском саду говорящий ребёнок будет молчать, пока не адаптируется и не почувствует, что воспитатели пытаются понять его и готовы, если это потребуется, прийти на помощь.

Как же достичь эмоционального благополучия ребёнка? Бескорыстной любовью, доброжелательностью и терпением. Никогда не вымещайте на ребёнке свою злость. Не кричите на него, не оскорбляйте ни в домашних обстановке, ни тем более вне дома. Раздражительность и нетерпимость вредны и ему и вам. Ведь малыш лепит себя с вас!

Педагоги, работающие с детьми раннего возраста, безошибочно определяют семьи, в которых родители не хотят или не умеют увидеть в живущем с ними маленьком человечке развивающуюся личность. Если родители действительно любят и бережно растят ребенка, то он ласков и доверчив,  в го поведении не настороженности, отсутствует грубоватая, крикливая речь, и он, как правило, не раздражителен и не слезлив.

А теперь непосредственно о развитии речи, о речи понимаемой и речи активной.

На третьем году жизни дети начинают значительно лучше понимать обращенную к ним речь окружающих, и это открывает широкие возможности для возникновения новых видов общения. Освоение речи качественно меняет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает более быстрое приспособление к среде.

Но не стоит торопиться! Конечно, ориентировки детей даже в мире знакомых предметов и вещей пока  несовершенны. Например, малыш рассматривает картинку, на которой изображены привычные персонажи и действия. Он правильно отвечает на вопросы: «Кто (что) это? Что делает?» На вопросы тип: «Где лежит то-то? Куда мальчик пошел? Что несет девочка?» - вызывают у него затруднения.

Расхождения между тем, что ребенок по вашему заданию может найти и показать, и тем, что он может правильно назвать, составляют в этом возрасте разницу примерно в 1,6-1,7 раза.

Воспитатели не случайно широко используют в практике работы с детьми 2-3 лет вопросы и задания, требующие как ответа словом, так и ответа действием: покажи, найди, принеси, сделай.

- Чтобы пришить зайке красивый носик, нужна маленькая пуговица с двумя дырками. Давайте посмотрим, нет ли маленькой розовой пуговицы с двумя дырками (описание пуговицы повторяется преднамеренно) в коробке, где хранятся пуговицы.

Дети активно начинают рассматривать пуговицы, рассыпанные по столу. Одним предлагают педагогу любые маленькие пуговички. «Она не розовая, она желтенькая, а нужна розовая пуговичка с двумя дырками», - поясняет воспитатель. Другие приносят нужные по цвету, но не подходящие по форме: либо на ножках, либо с четырьмя дырками. И эти пуговицы воспитатель принимает, терпеливо объясняя, почему пуговицы не такие как надо. Но дети успели почерпнуть новую информацию и теперь пытаются её осмыслить: «Пуговица на ножке? Что ли она грибок?»

В конце концов нужные пуговицы находится. Положив их рядышком, дети проверяют, все ли они розовые и у всех ли две дырочки. Выбирают самую яркую пуговичку. Но прежде чем пришить её качестве заячьего носа, педагог просит детей сложить пуговицы в коробочку, причем складывать предлагает по одной пуговичке. И не забудьте показать, как это – складывать по одной.

Детским пальчикам совсем не просто взять маленькую пуговичку и удержать её. Но это занятие весьма полезно для развития мелкой мускулатуру пальцев. Особенно необходимо оно малышам с задержками в речевом развитии. Зная об этой зависимости, родители будут стараться разрабатывать гибкость детских пальчиков, ускоряя появление речи ребенка новых звукоподражаний и слов. Мы подскажем, какие упражнения полезны детям.

- «Топ-топ-топ по суставчикам, - приговаривает взрослый, разминая суставы на пальцах рук ребёнка. Сейчас в продаже есть специальные пружинки в виде колец, которые надеваются на палец и прокатываются по нему.

- переложим горошинки (фасоль) из коробки в банку, будем брать их по одной.

«Там-пам-пам, трам-пам-пам – загудел барабан. И в лад с ним застучали по столу (по барабанчику) твои пальчики».

«Я раскатываю, расплющу пластилин, а ты сделай в нем много дырок. Работай каждым пальчиком левой и правой руки. Твоя мышь будет рада получить в подарок сыр с дырками».

И в детском саду, и дома возникает масса поводов для импровизаций, обогащающих речь детей и доставляющих ребенку радость от общения с любимыми взрослым. Малыш деятелен, но он не знает, чем себя занять. Чаще всего он хочет делать то же, что и вы. Естественно, он изрядно мешает, но не стоит прогонять его, привлеките его как помощника, периодически восхищаясь старанием, сообразительностью. Приведем пример.

Вы сообщаете ребенку, что отправляетесь на кухню варить овощи. Рассказываете: «Сегодня мы с тобой сварим две-три свеклы, две-три морковки, четыре картофелины. Сначала мы их возьмём, потом хорошенько вымоем. Чистые овощи сложим в кастрюльку и зальем водой – и на плиту. Идём?»

На кухне, не спеша, при активном участии счастливого помощника, вы отбираете овощи, считаете их, позволяет малышу уложить их в кастрюлю.

Затем расскажите ребенку о том, какие вы молодцы: «Мы отобрали три самые крупные свеклы, три самые длинные морковки и четыре картофелины». А вечером расскажите о том же самом отцу или бабушке ребенка, восхищаясь трудолюбием малыша. Для него, для ребенка, расскажете!

Упоминая об одном и том же событии, не забывайте добавлять к уже сказанному новые сведения и слова. ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗЕЙ, которые устанавливает, осмысливает ребенок. Малыш любит слушать про то что хорошо знает. Может до бесконечности слушать одну и ту же сказку, не позволяя взрослому ни заменить, ни пропустить слово. Не огорчайтесь и не раздражайтесь. Ребенку комфортнее в знакомом мире. И его можно понять.

Ухо ребенка надо настраивать на восприятие и таких слов, смысл которых ему пока не ясен. Их просто надо употреблять при описании хорошо знакомой ситуации. Иначе как новое слово появится в активном словаре? Чтобы слово слетело с языка, его надо услышать много-много раз. Вспомните, как вы, взрослые, совсем недавно вслушивались в непривычные слова типа «менеджер», «пейджер», «импичмент». Наверно и в словари заглядывали? А у ребенка – все только на слуху, из вашей речи.

С детьми вообще надо много говорить. Естественно, это требует времени. Но усилия окупятся. Тем более что в каких-то случаях небольшая импровизация избавит вас от детских слез и переживаний. Например:

- Вы собираетесь в гости или в театр. Малыш понимает, что вы уходите, и это ему не по душе. Попросите ребенка помочь вам собраться – нарядиться. Выложите перед ним свои украшения.  Попросите принести бусы, сережки, перстень или браслет, губную помаду. «Как  я выгляжу?» - поинтересуйтесь у своего спутника и подчеркните, что все так хорошо получилось благодаря стараниям вашего малыша. Ребенок горд и доволен собой и вами.

Активная речь. Мы уже говорили, что при своевременном и полноценном психическом развитии словарь ребенка быстро обогащается, в него включаются все новые существительные и глаголы. Глагол – наиболее активная часть речи, употребление глаголов способствует появлению в речи ребенка наречий и предлогов. Ребенок начинает часто употреблять такие личные и притяжательные местоимения, прилагательные. Строит вопросительные, а иногда и сложные предложения. Словом¸ ребенок готов и может с помощью речи выражать свои впечатления, мысли, интересы. Что требуется от взрослых? Внимание и доброжелательность. Если ребенок заговорил с вами, всем своим поведением дайте ему понять, что рады этому, готовы выслушать его и не намерены торопиться. Ваша искренняя заинтересованность сделает чудеса: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.

Постарайтесь предусмотреть ситуации, которые незаметно для ребенка вовлекут его в речевую коммуникацию.

Вы откуда-то вернулись, и малыш с надеждой смотрит на вас: вдруг произойдёт что то интересное?

- Если угадаешь, чьи хвостики торчат из сумки, получишь подарок.

- Ура! – Подарок! Подарок!

- Ты его получишь, если опознаешь хвостик. Это…?

- Морковкин  хвостик.

-Это…?

- Свеколкин хвостик?

- А чьи это голые хвостики?

- Мышков? – уточняет ребенок и осторожно трогает хвостики.

- Не угадал. Зови на помощь сестренку (бабушку, папу).

- Это репка! – вместе с ребенком угадывают помощники и радуются состоявшейся игре.

Если в семье добрые и нежные отношения, старший ребёнок непреднамеренно будет обучать младшего речи:

- Это фломастер, - говорит сестра.

- Фоматерь, - повторяет малыш.

Произношение многих звуков на третьем году жизни не закреплено, не автоматизировано. Ребенок с удовольствием произносит новые слова, но при этом может исказить звуки, которые вообще достаточно четко выговаривает. Чистота речи ухудшается, если ребенку нездоровится или он устал, либо раздражен. Не заставляйте ребенка повторять слова правильно. Он не поймет сути вашего требования. Лучше сами повторите слово ещё раз, четко его артикулируя. Проговаривая его по своей инициативе, ребенок может улучшить произношение.

Ваши ежедневные разговоры с ребенком, например при рассматривании картинок, - важнейшее условие развития речи. Не торопитесь отвечать на вопросы умеющего говорить малыша. На многие из них он, подумав, сам найдет ответ.

… Что делаешь? – спрашивает внук, наблюдая, как бабушка заводит часы с боем.

- А что я делаю? – уточняет она в свою очередь.

- Часики… вот так делаешь (показывает).

- Я завожу часы.

- Зачем заводишь?

- Чтобы тикали и звонили!

- Бом, бом, бом! – вот так звонили. – Бом, бом, бом! Да?

Итак, к трем годам ваш ребенок должен стать словоохотливым и даже болтливым человеком, активно стремящимся к речевому общению. Многие дети начинают играть словами, сочиняя свои, не существующие в родном языке: крекер – брекер – мекер – текер – бекер. Не обрывайте ребенка, с удовольствием проговаривающего свою барабанщину, так как рифмование – ценнейшее его приобретение.

Иногда дети активно сопровождают речью свои действия, приборматывают. Эти проявления также нельзя ни пресекать, ни ограничивать, так как они помогают ребенку организовать свою самостоятельную деятельность.

Категория: Общие темы | Добавил: adora (04.03.2015)
Просмотров: 473 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%