Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Художественно-эстетическое развитие

Ребенок и художественная практика

Какие виды художественной практики доступны детям, в каком объеме? Когда и как приобщать ребенка к художественной деятельности?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать не только характерные особенности искусства. Надо знать самого ребенка, интересоваться процессом художественного развития на различных его возрастных ступеньках. Но возрастные особенности не что-то неподвижное. Если ребенок активно осваивает художественный опыт, если его художественная деятельность складывается разнообразно, то темп последовательного развития ребенка может быть очень высоким.

Вспомним: в самом раннем возрасте ребенок откликается на выразительные речевые интонации в потешках, прибаутках, на звучание музыки, то успокаиваясь и притихая, то оживляясь и радуясь в зависимости от характера музыки. Ребенок также охотно включается в пение, следуя примеру взрослого. Из первых его речевых реакций - гуления, лепета - рождается и речь, и первые попытки подражать отдельным певческим интонациям. Ребенок способен довольно длительно сосредоточиваться на рассматривании ярких игрушек. Так же несомненно и его раннее стремление ответить на веселую плясовую музыку сначала оживлением, выражающимся в улыбке, движениях рук и ног, а затем со временем и более оформившимся движением. Можно отметить у ребенка раннее проявление эмоциональной отзывчивости на музыку, на ритмичные прибаутки, развитие слуховых ощущений, если детей приобщают к музыке. А затем появляются стихи, как яркие, сильно воздействующие и доступные детям средства художественного воспитания на самом раннем этапе развития.

По мере формирования различных психических функций, интенсивного развития речи, мышления у ребенка возникают и более сознательные художественные переживания. Песня, инструментальная пьеса, стихи, картинка имеют всегда какое-то жизненное содержание. Поэтому вначале слушание музыки, стихов часто сопровождается показом игрушек. Это поясняет детям содержание музыки, стихов. Но постепенно дети начинают уже понимать, что можно только спеть, только сплясать. Детям доставляет удовольствие сам процесс пения и движения.

К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые дают ему известную самостоятельность, в том числе и в таких действиях, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Посредством рук, глаз, слуха ребенок утверждается во всякой, в том числе и художественной, деятельности.

Ребенок небезразлично относится к окружающей обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности. Такие слова, как "музыка", "пляска", "картинка", вызывают у ребенка уже соответствующий настрой, желание, готовность соответственно действовать.

Все эти ранние художественные проявления могли бы и не развиваться, если бы не было систематического и активного руководства со стороны взрослого. В первые же годы своей жизни ребенок осваивает очень многое. Так, начав рисовать примерно с 1,5 - 2 лет, ребенок к 3 годам проходит как бы подготовительный к изображению период. Он в состоянии узнавать в рисунке предмет, называть его. В движениях у ребенка появляется намеренность. Особенно это видно, когда ребенок произвольно пытается повторить движение при лепке и рисунке, следуя показу взрослого.

Появляется и активный интерес к музыке, стихам, сказкам, выражающийся в просьбах их исполнить, в желании проговаривать и подпевать последующие строчки стихов и песен. Ребенок в состоянии подражать выразительным интонациям в стихах и певческим интонациям в песнях. Ярко выражено чувство ритма: ребенок склонен ритмично проговаривать простейшие прибаутки и стишки, но особенно это ярко проявляется в плясках, играх.

Итак, к трехлетнему возрасту ребенок уже накапливает небольшой запас художественных впечатлений.

На четвертом году жизни развитие речи, обогащение конкретными представлениями позволяют ребенку отчетливее различать некоторые признаки предметов, явлений. В его речи появляются попытки и самых простейших обобщений. Это создает возможность начинать обучение, требующее произвольного внимания и действий.

В художественной деятельности это преимущественно этап накопления простейших впечатлений. Дети жадно впитывают в себя то, что несут им звуки, краски. Дети уже способны более целенаправленно всматриваться в картину, вслушиваться в стихи, сказку, музыку. Они привыкают к выразительному чтению, пению, движению. Часто высказывают желание прочесть стихи, спеть, сплясать. Благодаря этому, а также благодаря формированию голосового и, в частности, певческого аппарата и развитию слуха дети заинтересовываются процессом пения и выразительного чтения. Они постепенно привыкают прислушиваться к правильному, чистому пению, выразительным интонациям речи. В этих условиях мелодический и поэтический слух детей лучше развивается. Дети осваивают незначительный объем музыкально-ритмических навыков, но благодаря систематичности воспитания они уже привыкают прислушиваться к музыке, когда двигаются. Это способствует развитию чувства ритма у детей. Это чувство проявляется также в декоративном рисовании - в подборе последовательности узора. Возникают также попытки проявлять самостоятельность в музыкально-игровой деятельности, в лепке и рисовании.

Вместе с тем имеющиеся навыки носят еще неустойчивый характер и художественные переживания поверхностны.

Следующий период охватывает детей в возрасте 5 - 6 лет. Ребенок уже начинает понимать причины связей между явлениями. Он охотно пользуется словом для выражения своих мыслей, обобщает многие явления, в том числе и художественные.

Художественные навыки в области рисования, лепки, пения, выразительного чтения становятся у ребенка устойчивее. Благодаря практическим упражнениям становится тоньше и дифференцированнее художественное восприятие. То, что ребенок проверяет в своей практике правильность нарисованной линии, оттенок цвета в декоративном изображении, точность певческой интонации, выразительность интонаций, передающих вопрос, удивление, радость, испуг, - все это заставляет его пристальнее вслушиваться и всматриваться. Обогащенное новыми впечатлениями восприятие толкает, в свою очередь, ребенка и на более уверенное и произвольное действие.

Более отчетливо проявляются у отдельных детей и художественные способности: наблюдательность (чувство цвета и формы в рисовании), мелодический слух (точное самостоятельное пение несложных песен), чувство ритма (компоновка узоров декоративного рисунка, точное, ритмичное движение). Естественно, что это осуществляется лишь при условии, если последовательно подводить детей к выполнению различных заданий: различать звуковысотные отношения, сопоставлять формы, цвета, линии и т.д.

В 5 - 6 лет можно уже отметить попытки детей действовать самостоятельно в музыкальных играх и плясках, не подражая друг другу. Появляется стремление по-своему исполнить роль в сюжетной игре. Некоторые дети иногда предпочитают какой-либо один вид деятельности - пение, игру, пляску, слушание музыки.

У детей 5 - 6 лет на основе накопленных впечатлений об окружающей действительности значительно развивается речь, они овладевают умением не только отвечать на вопрос, но и высказываться по собственному желанию. Они отмечают ошибки в речи, сначала в чужой, а затем в своей, стараются говорить верно, контролируют себя, прислушиваясь к другим. Дети в состоянии логично рассказать о содержании картины, программных пьес, песен, рассказов и выделить при этом характерные признаки, средства выражения. В этом возрасте дети уже достаточно отчетливо чувствуют и отмечают назначение различных художественных средств выражения и изображения.

Возросшая активность, сознательность, самостоятельность, качественное изменение воображения позволяют шестилетним детям проявить инициативу в различных видах художественной деятельности. Их рисунки становятся богаче и разнообразнее, появляются интересные способы изображения, возникает стремление сделать рисунок по-своему. Если перед детьми ставится, например, задание прочитать одно и то же стихотворение и каждому ребенку предлагается при этом найти свою манеру исполнения, то они с большим интересом выполняют это задание. Это уже свидетельствует об ином качестве эстетического переживания, о проявившейся самостоятельности, инициативе и об оценочном отношении к качеству исполнения стихов.

Систематические занятия позволяют отчетливее судить о наличии различных художественных способностей у детей, об их индивидуальных особенностях, в том числе и в области музыкальной восприимчивости, мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Это дает возможность соответственно направить музыкальное развитие детей. Ребенок может самостоятельно, без помощи взрослого петь вместе со сверстниками и один, если песни ему доступны. Он склонен вносить выдумку в исполнение ролей в музыкальной игре, в хороводах, придумывать движения в плясках, высказываться о музыкальных произведениях и об исполнении своих товарищей.

Уровень художественного развития позволяет детям самим вносить красивое в свой быт (например, украшать свой детский уголок), реагировать на прекрасные и безобразные поступки (связь эстетики и этики!).

Вот тот примерный уровень художественного развития ребенка, к которому мы должны стремиться подвести его перед школой.

Категория: Художественно-эстетическое развитие | Добавил: adora (26.12.2016)
Просмотров: 80 | Теги: практика, ребенок, художественная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Версия
Вход
Поиск
Меню сайта
Новости
Новые статьи
Новые файлы
RSS
Полезные сайты
Погода
Яндекс.Погода
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%