Жители любого,
даже очень маленького городка, знают, где находиться местный музей, и гордятся
им. Выберите время и в выходной день посетите с ребенком краеведческий музей.
Этот день, проведенный в музее, может запомниться вам и вашему ребенку надолго.
Более того этот поход может стать толчком для совместных игр, наблюдений,
бесед, чтения книг и новых семейных увлечений Что можно сделать, чтобы поход в музей стал
интересен и взрослым и детям? Во-первых, хорошо бы сначала посетить музей
самим, без сына или дочери, и определить наиболее интересные для ребенка
экспонаты. Для первого знакомства выберете наиболее яркие, запоминающиеся
экспозиции. Чем меньше ребенок, тем ярче и крупнее должны быть образцы. Решите,
что именно вы посмотрите в первый раз. Выясните, знает ли ребенок, что такое музей.
Чтобы заинтриговать сына или дочь, сравните музей с машиной времени. Он может
перенести нас в далекое прошлое; зимой помогает попасть в лето, а весной – в
осень; из города вы переместитесь в лес, в горы, на луг. Обсудите, о чем хотел
бы узнать и что хотел бы увидеть в музее
ваш ребенок. Ребенок должен заранее узнать, что в музее
нужно соблюдать определенные правила: запрещается трогать экспонаты руками;
нельзя расталкивать других посетителей, даже если очень хочется на что-то
посмотреть; говорить негромким голосом. В музей можно ходить многократно и каждый раз
открывать для себя что-нибудь новое. В этнографическом, историческом отделе
достаньте современные рубли, копейки и сравните их со старинными. Пусть ребенок
найдет сходства и различия. Ребенок не может длительное время заниматься чем-то
одним. Поэтому поиграйте с ним. Например найти как можно больше отличий
старинных предметов от современных (заодно и память, и наблюдательность
потренируете). В отделе природы предложите ребенку представить, что у него в
руках фотоаппарат (можно изобразить его с помощью рук) и «сфотографирует»
(хорошо рассмотрит и запомнит некоторые предметы). Дети как правило
интересуются камнями. Если в музее имеется известняк, мел, каменный уголь
попытайтесь найти отпечатки древних живых организмов – это следы моллюсков,
растений. Лучше всего рассматривать их через лупу. У экспозиции с животными
вспомните название сказок, героями которых они являются. Если ребенок учится
читать – попросите прочесть названия предметов, экспозиций. У младших детей мышление конкретное, поэтому
во время экскурсии старайтесь использовать опыт самого ребенка, соотносить с
реальной жизнью. После музея с ребенком можно рассмотреть
энциклопедии и другие книги, он обрадуется, обнаружив изображения экспонатов,
которые видел сам. «Проявите» фотографии: пусть ребенок по памяти нарисует
экспонат, который он «сфотографировал». Потренируйте память, наблюдательность и
речь ребенка: опишите музейный экспонат, предложив малышу угадать название
предмета, о котором идет речь. Как только правильный ответ будет найден,
меняйтесь ролями. Создайте свой семейный музей, собрав ряд коллекций, например
старинных предметов, реликвий. Ребенок с удовольствием будет их рассматривать,
классифицировать, делать этикетки с надписями, а заодно – приобщаться к истории
семьи. Можно выставить такие семейные коллекции ко дню рождения кого-нибудь из
членов семьи, показывать гостям. В этом случае ребенок охотно возьмет на себя
роль экскурсовода.
|