Нужно ли учить читать ребенка до школы? Когда лучше
начинать обучение? Справится ли с нагрузкой неокрепшая нервная система малыша?
Нужны ли вам лишние заботы? А для чего тогда нужна школа? Как помочь ребенку
вырасти умным и способным? К сожалению, наше сумасшедшее время ускоряет все
процессы (в том числе и процесс обучения), хотя в большинстве случаев
совершенно неоправданно. Более того, нынешнее увлечение "элитным"
образованием в виде лицеев, гимназий, колледжей и академий по большей части
оборачивается лишь несоразмерным увеличением нагрузки. Парадокс заключается в
том, что зачастую интенсивное обучение начинается, когда фантастические
способности ребенка УСВАИВАТЬ НОВОЕ начинают угасать. Подумайте - когда
малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий? С 2-3
месяцев до 5-6 лет! Так почему же мы не используем или используем недостаточно
эффективно это удивительное время и потрясающие возможности наших детей?! Чаще
всего по незнанию и из боязни что-то сделать не так. Могу предложить несложный,
но довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного
возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название
"словесного" чтения и основана на установлении прямой зрительной
связи предмета и слова. Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после
рождения ребенка заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д.
На Западе давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром
темпе показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже
формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия. У нас эта методика
никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен заниматься
детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех поликлиниках и
детских садах (слава Богу, в школах в штатном расписании нашлось для него место!).
В принципе этим может заниматься каждая мама - было бы желание, - много времени
вся процедура показа картинок не отнимает (10 минут в день). В этом же ряду
находится и алфавит того языка, который будет родным для вашего ребенка.
Начните с того, что наклейте картинку с алфавитом на внутреннюю часть спинки
детской кроватки так, чтобы растущий малыш не смог его оторвать (лучше всего
прозрачным "скотчем" - так вы сможете использовать картинку еще
несколько раз, перевешивая из кроватки на стену в детской комнате). С того
момента, как ребенок начнет держать голову, вы будете выкладывать его на
животик и он будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого
времени и начнется его образование. Поддерживайте его интерес, называйте буквы,
предметы, изображенные на картинках, обращайте его внимание на картинку! С 6
месяцев начинается ВТОРОЙ ЭТАП знакомства с буквами. Сделайте карточки
из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10 х 12 см и напишите на них
печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в
следующие цвета: А - в красный, О - в желтый, У - в смесь синего и зеленого, Ы
- в коричневый, Э - в смесь желтого и зеленого. Цвета эти непроизвольны! По
данным экспериментов психолингвистов (А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова,
Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета ассоциативно связаны с ЭТИМИ
"звукобуквами" (ЗБ) русского языка. Каждая звукобуква в любом языке
имеет свою цветовую "визитную карточку", и во многих языках она четко
определена. Подобные "визитки" выявлены и для русского языка.
Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого
начинается с этой буквы: О - окно, У - угол и т.д. Если не получается найти
предмет (Ы - ?), просто повесьте карточку на видное место. Каждый день подносите
(подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: "Это окно - буква О" и
т.п. ЧИТАЙТЕ ЗВУК, А НЕ НАЗВАНИЕ БУКВЫ! С 9-10 месяцев берите карточку и
проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет
возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из некрашеного дерева,
пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и т.п.), давайте играть
ребенку, пробовать "на зуб" и т.д., можно подключить к процессу
восприятия и вкусовые ощущения. Сейчас в продаже есть печенье
"Азбука" в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт,
что знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и
зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной
цели - усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: "Это какая буква?
Где буква А? Это окно, значит, буква..." и т.д. и т.п. Сначала ребенок
будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи,
будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные
- самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы
процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны
ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению. ТРЕТИЙ
ЭТАП начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года, а
может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений), добавьте остальные
(йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я - в
красный, Ю - в смесь синего и красного, Е и Ё - в зеленый, И - в синий.
Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С
ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА! Если ваш ребенок "молчун-философ" и не
говорит до 2-2,5 года, но безошибочно показывает буквы по вашей просьбе (или по
крайней мере с удовольствием ими занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе,
а переходите к следующему. Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав
говорить, он легко назовет уже знакомые буквы. К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ
переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут сонорные согласные Р,
Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для произношения. Р раскрасьте в
красный цвет, Л - в смесь красного, желтого и синего (смело смешайте краски на
палитре!), М - в красный, Н - в голубой. ПЯТЫЙ ЭТАП скорее всего
наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, - скажется навык усвоения звуков и
букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б - в белый, В, Г - в синий, Д -
в черно-белый (серый), Ж - в желтый, З - в зеленый цвета. ШЕСТОЙ ЭТАП -
глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х, Ш, Щ - в
черно-белый, С - в синий, Ц - в желтый, Ч - в черный, Й - в синий, Ъ - в белый,
Ь - в синий. Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с
этим должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти,
образного мышления, т.е. по общему развитию ребенка. СЕДЬМОЙ ЭТАП можно
совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие упражнения (желательно
систематически - это даст необходимый навык): найти заданную букву в слове или
небольшом произвольном наборе букв (не больше 5-6); раскрасить фломастером или
карандашом знакомую букву, нарисованную полным контуром (если ребенку еще это
не под силу - пусть просто произвольно штри*цензура* цветным карандашом); найти
клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей машинки; найти
заданную букву в большом отрезке текста (до 14-15 слов). Буквы обязательно
должны быть крупными; учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ
НАЗЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А-МА). ВОСЬМОЙ ЭТАП - собственно "словесный".
Сделать 2-3 карточки с односложными словами, называющими предметы домашнего
обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.). Прикрепить их к соответствующим предметам.
Покажите ребенку предмет, затем надпись, назовите предмет. Постоянно
спрашивайте: "Что здесь написано?" Поначалу ребенок будет
ориентироваться на предмет, а не на надпись, но постепенно установится и
обратная связь - от слова к предмету. Просите ребенка назвать все буквы, из
которых состоит слово. Теперь он понимает, что из букв строятся слова, а слова
называют предметы, которые его окружают. Четвертое слово можно добавить уже
через 2-3 дня, постепенно (по одному) прибавляя новые и новые слова, усложняя
их структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ, ОКНО). Можно даже поиграть с карточками -
прикрепить на папу ПАПА, на маму МАМА и т.д., потом незаметно поменять надписи
- пусть ребенок сам заметит "ошибку" и исправит ее. Очень важно не
переборщить с количеством слов. Не торопитесь быстро увеличивать их количество.
Пусть ребенок утром "обходит владенья свои" и ищет, что же появилось
нового?! Время от времени устраивайте "ночные ураганы". Расскажите
ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который сорвал все таблички со своих
мест и свалил в кучу посередине комнаты. Предложите ребенку вернуть все слова
на свои места. Вот тут вы и увидите, как незаметно для вас сын или дочь начали
"читать" знакомые слова. Поначалу зрительная память будет помогать,
но вы устроите еще один вариант "урагана", когда таблички будут не
сорваны, а перепутаны - развешаны не по своим местам. И здесь уже заработает та
самая обратная связь, о которой говорилось выше. Сделайте особые
книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно обозначение нарисованного
одним словом - ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и т.п. В этих книжках сделайте крупные подписи и,
рассматривая их, читайте слово. Просите ребенка прочитать книжку от начала до
конца. Развивайте его фантазию - пусть он сочинит что-нибудь про предмет,
изображенный на картинке. Еще лучше, если вы вместе придумаете какую-нибудь
интересную сказку. ДЕВЯТЫЙ ЭТАП. Начинайте читать с ребенком отдельные
слова. Сначала вы читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно
состоит, затем сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте
таблички, распределив слова по группам в зависимости от количества слогов.
Например: НОС, РОТ, ДОМ, ЗУБ, ДЫМ, БОК. Подготовила:
Л. И. Столярова, воспитатель
|