Известно,
что музыка родилась из двух источников — из слова и движения. Рождение музыки
путем «отделения» интонации от слова — лишь один путь ее создания; другой —
рождение музыки из движения (жеста, танца, пантомимы), которое, как и слово,
является средством выражения человеком своих мыслей и переживаний. Эти два
источника привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающих
эмоциональное содержание речи, — музыкально-речевых интонаций, с другой —
пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений.
Рождение
музыки из этих двух источников определило появление двух исконных, первичных
видов музыкальной деятельности — пения и движения под музыку. Они и в наши дни
являются самыми любимыми ее видами.
В структуре
музыкальных занятий в детском саду эти виды музыкальной деятельности занимают
центральное место. При этом если пение — достаточно сложный для детей и более
поздно формирующийся ее вид, то движение под музыку — значительно более
доступный и ранний вид музыкальной деятельности.
Движение под
музыку представляет особенный интерес в связи с задачей развития творческих
способностей детей. Он объясняется, во-первых, «двигательной природой» детского
воображения (Л.C. Выготский); во-вторых, возможностью выбрать разнообразные
движения, которые выполняются под музыку и максимально доступны детям на всех
возрастных этапах, в том числе на ранних и для детей 2-х лет, что очень важно
для формирования элементов музыкального творчества, начиная с первых шагов музыкального
развития. Кроме того, именно в музыкальной деятельности у детей возникают
наиболее яркие эмоциональные реакции — радость, удовольствие, которые, в свою
очередь, являются важнейшим условием формирования творчества вообще и
музыкального творчества в особенности.
Л.C.
Выготский, говоря «о двигательной природе» детского воображения, подчеркивал
действенность воссоздания его образов детьми «при посредстве собственного
тела». В этом ключ к пониманию значения музыкального движения в
музыкально-творческом развитии детей.
|