Термин
«конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных
предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio
- построение. Под детским конструированием принято понимать разнообразные
постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги,
картона, деревянных деталей, природного материала..
По своему
характеру оно более всего сходно и изобразительной деятельностью и игрой - в
нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей
служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для
украшения елки, для подарка маме и т. д.), поэтому должны соответствовать
своему назначению.
Конструирование
является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В
процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и
навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических
свойствах, узнает название цветов и пр. Чем же конструирование привлекает
ребенка? Прежде всего тем, что оно близко к играм и настоящей трудовой
деятельности. В нем дети-дошкольники удовлетворяют свою потребность в игре; в
нем находит отражение стремление ребенка действовать как взрослый, быть на него
похожим.
Проследим,
что должны уметь наши дети к концу учебного года:
3-4 года - вторая младшая группа:
Дети могут:
· Знать,
называть и правильно использовать детали строительного материала: кубик,
кирпич, пластина, цилиндр, трехгранная призма.
· Располагать
кирпичи, пластины вертикально
· Строить:
дорожки, мебель для кукол; изменять постройки, анализировать их.
· Придумать
сюжет для обыгрывания
· Самостоятельно
убирать детали в коробку
4-5
лет – средняя группа:
Дети могут:
· Безошибочно
называть детали: кубик, кирпич, пластина, цилиндр, трехгранная призма, брусок
· Соблюдать
пропорции постройки, ассоциировать с натуральным предметом
· Преобразовывать
постройки
· Выполнять
игрушку из бумаги (сгибать прямоугольник
пополам, приклеивать детали) и природного материала (шишки, скорлупа орехов,
ракушки), соединять ее детали клеем, пластилином.
5
– 6 лет – старшая группа:
Дети могут:
· Строить
предметы по представлению: дома, транспорт
· Самостоятельно
анализировать постройку и преобразовывать ее
· Планировать
этапы создания постройки, игрушки
· Создавать
постройку, игрушку из природного материала по рисунку
· Выполнять
игрушки из бумаги по образцу взрослого
· Самостоятельно
отбирать нужный для работы материал
6-7
лет – подготовительная к школе группа:
Дети могут:
· Строить
различные конструкции одного и того же объекта (пешеходный, автодорожный мост)
· Выстраивать
комплексные постройки: улица, мост, транспорт по рисунку, схеме, словесной
инструкции
· Создавать
модели из пластмассового конструктора
· Самостоятельно
изготовлять простые игрушки: самолет, коробочка, лодка, корзинка
Выполнять игрушки из природного и бросового
материала самостоятельно - по картинке,
словесной инструкции.
|