Первый класс! Первое сентября! Наверняка
каждый маленький ребёнок с замиранием сердца ждёт этого заветного дня, ведь скоро
перед ним откроется дверь не просто в школу – а в новый, взрослый мир… И очень
важно, как этот мир встретит малыша. Именно поэтому, пока первый день школьной
жизни ещё не наступил, необходимо оценить, насколько правильно вы подготовили
(или готовите) своего кроху к школе.
О самом главном
Возможно, кто-то из читателей удивиться – вы нашли курсы по подготовке
ребёнка к школе, в садике он занимается в соответствующей группе. Разве нужно
делать что-то ещё? Оказывается, нужно. Ведь задача в предшкольного марафона
заключается вовсе не в том, чтобы ребёнок научился читать, считать или писать.
Кстати, обучение письму, то есть прописным буквам, до школы скорее даже
нежелательно: ведь у каждого учителя своя методика, а переучивать всегда гораздо труднее, чем учить. Самое главное
сейчас – помочь дошкольнику легко, весело, без стресса подойти к новой, такой
волнующей ступени жизни – стать учеником. И сделать это лучше всего сможите
именно вы, родители. Существует очень много материала, посвящённого вопросам
мотивации ребёнка, без которой он вряд ли станет успешным учеником. Мы же
сегодня хотим поговорить с вами о других, не менее важных вещах.
И снова об игре
К сожалению, так же, как и мы, наши дети с самого раннего возраста
находятся под прессом недостатка свободного времени. Многие родители стараются
как можно раньше отдать их в спортивные секции, а изучение иностранных языков в
последнее время вообще считается чуть ли не важнее изучения родного. А как же
пропустить такие необходимые уроки рисования и музыки? Ближе к школе этот
список пополняется обязательным посещением занятий в подготовительном классе
выбранной школы…
Конечно, мы хотим сделать как лучше, боимся не успеть, не подготовить, не
научить… Но хочется ещё раз подчеркнуть один очень важный момент: сейчас вашему
малышу нужно совсем другое, а именно – свободное время для игры. Да, да, именно
для игры, а не для занятий в очередном кружке. Ведь давно установленно, что
игра является ведущим типом дошкольной деятельности. А это значит, что именно в
игре развиваются психические процессы дошкольника, такие, как память, произвольность, внимание, а также
зачатки логического мышления и устная речь.
В первых своих играх 2-3 летний малыш получает истинное удовольствие от
самого процесса. Но, чем старше ребёнок становится, тем больше появляется
правил в его забавах.
В играх старшего дошкольного возраста уже не обойтись без определённого,
значимого результата. И чтобы его получить, ребёнок уже понимает, что должен
каким-то образом скорректировать своё поведение, произвольно выполнить
определённые операции, условия игры. Умение играть по правилам необходимо для
формирования стремления к достижению цели, без которого в первом классе не
обойтись.
Важно: прежде чем малыш пойдёт в школу,
он должен по-настоящему наиграться. Если этого по какой-то причине не
произойдёт, ваш ребёнок всё равно непременно восполнит «пробел», но играть
будет уже на уроках.
Сегодня
среднестатистическая семья имеет 1-2 детей. Старшие ребята уже сами умеют
играть, их досуг, к сожалению, всё чаще заполняется компьютером. Тем более они не
могут организовать игру для младшего братишки или сестрёнки. Няня тоже вряд ли
справится с этой задачей. «Проживание» сюжетно-ролевых игр и игр по правилам
под силу лишь ребёнку, который посещает детское дошкольное заведение. Ведь там
есть друзья-сверстники…
Важно: вы не ошибётесь, если отдадите
малыша на год или два перед школой в детский сад или в развивающую группу,
которую он сможет посещать 3-4 раза в неделю. Есть ещё вариант – домашний сад.
Объединившись с другими мамами и их детьми, вы сможете совместить веселье и
позновательные занятия. Однако такая
организация время-препровождения дошкольников требует больших сил, времени, и,
вероятно, вы ощутите нехватку профессионольного воспитателя-педагога, который
обязательно найдётся в детском саду.
Вместе с мамой
Сейчас
большинство женьщин не имеют возможности быть домохозяйками. Нет ничего
страшного в том, что мама проводит на работе весь день, и поэтому няня
встречает ребёнка из детского сада. Гораздо хуже, если она же укладывает кроху
спать. Это поистине бесценное для общения с малышом время родителям лучше
всё-таки не упускать! Очень полезно вместе почитать на ночь хорошую книжку. Не
менее важно обсудить с ребёнком прочитанное, вспомнить похожие жизненные
ситуации, подумать, как же лучше поступить в том или ином случае… Только не
заменяйте это время просмотром мультфильма или талепередачи, пусть даже детской
и доброй. Вечером уставший, переполненный впечатлениями прожитого дня ребёнок
имеет полное право на мамино и папино неограниченное (временем и домашними
делами) внимание. Найдите для этого хотя бы полчаса – малыш должен быть уверен,
что это его законное время. Разговаривая с родителями, обсуждая уходящий день,
дети ещё раз проживают его сами, а не следуют по течению чьего-то чужого
сценария.
Важно: ребёнку нужно постоянно чувствовать свою
сопричастность с вашей жизнью. День должен быть не просто пройден, а осознанно
прожит.
Игрушка может быть помощницей
Уложив
малыша спать, не спешите уходить из детской, внимательно посмотрите вокруг.
Какие игры в ходу у вашего непоседы? Есть ли то, что необходимо ему для полного
развития? Обязательно приобретите разные виды лото (зоологическое,
логопедическое, математическое), мозайку, кубики для строительства и кубики с
картинками, конструкторы с пластмассовыми или металическими винтиками и
гайками. Что-то может показаться вам немодным, однако это заблуждение: в самой
что ни на есть современной продукции фирмы «Лего» вы тоже найдёте серию игрушек
с винтиками и отвёрткой.
Очень
важно, чтобы полка с пластилином, красками, цветной бумагой и карандашами
находились в зоне досягаемости для ребёнка и малыш сам, без помощи взрослых мог
взять то, что ему понадобилось в данный момент. А вот фломастеры активно
внедрять в творчество дошкольника не стот – без нужного нажима юный художник
легко создаёт любые линии, а ведь скоро ему надо будет учиться писать, не такой
«лёгкой» шариковой ручкой. Если основную часть детских игрушек в вашем доме
составляют трансформеры и электронные игрушки, значит, интеллект малыша будет
развиваться ограниченно. Дело в том, что ребёнку свойственно наделять игрушки
разными функциями, характерами, ролями, а это невозможно сделать с упомянутыми
статичными моделями, которые всегда изображают что-то одно. Простые кубики
гораздо лучше развивают воображение, чем самая модная машинка с пультом – из
неё «лёгким движением» руки невозможно сделать паровоз или домик для любимой
куклы.
Друзья из книжки
Отдельно
хочется поговорить о том, что лучше читать старшему дошкольнику. К возрасту 5-6
лет хорошо бы познакомить ребёнка с произведениями таких авторов: В.Даль,
А.Барто, Е.Благинина, Б.Заходер, С.Маршак, С.Михалков, Н.Носов, Ю.Тувим,
Д.Хармс, Л.Воронкова, В.Осеева, Н.Сладков, Л.Толстой, В.Чаплина, Е.Чарушин,
В.Бианки, Б.Житков, Р.Киплинг, В.Сутеев, Д.Мамин-Сибиряк, Ш.Перро, В.Одоевский.
Прекрасные детские книги вы без труда найдёте в библиотеке или же в новых
изданиях (переизданиях) в книжных магазинах.
Не
забывайте об устном народном творчестве «душе народа», как называл сказку
Владимир Иванович Даль. Сегодня знание русских народных сказок современным
российскими детьми ограничивается «Колобком», «Репкой» и «Курочкой Рябой». А
ведь сколько ещё существует прекрасных, поучительных и добрых народных историй!
И конечно же ваш малыш должен видеть, что книги в семье читают взрослые,
печатные издания – не редкие гости в доме, а постоянные жители. Полезно после
знакомства с книгой посмотреть театральную постановку по прочитанному
произведению, обсудить, изменился ли в спектакле сюжет, характеры героев.
Неплохо иметь дома и детскую фонотеку –
аудиокассеты с записями для детей (сказки, весёлые истории, музыкальные
постановки и т.д.). Пусть малыш научится сам включать любимую запись, будь то
поучительная сказка «Приключения Нильса с дикими гусями» или ритмические «Танцы
для детей». Если игры ребёнка в дошкольном периоде были разнообразны и интересны,
а возможности для творчества – неограниченными, если у малыша появился
постоянный интерес к книгам, значит, вам удалось его правильно подготовить к
школе. У такого ребёнка учёба не будет вызывать особых трудностей, а учитель,
поверьте, не раз вспомнит его мудрых родителей добрым словом.
Журнал «Мой ребёнок»
март 2003 года