Общую картину физического развития дошкольника можно
обрисовать с двух точек зрения. Во-первых, сравнительно с первыми тремя годами
жизни темп роста замедляется, малыш не так быстро прибавляет в росте и весе.
Во-вторых, все большее число органов и систем организма, показатели их
деятельности приближаются к показателям у взрослых. Но при этом следует иметь в
виду, что и анатомические особенности, и функциональные возможности организма
дошкольника в огромной степени сохраняют черты "детскости",
переоценка возможностей организма ребенка привела бы к пагубным последствиям.
Итак, темп развития ребенка замедляется, хотя прибавки в
росте, рост и вес сами по себе нельзя назвать малыми. На протяжении четырех
дошкольных лет накопление веса и увеличение роста ребенка колеблется - в одни
периоды малыш быстрее вытягивается вверх, в другие быстрее прибавляет в весе.
Так, обычно в годы от четырех до шести увеличение роста ребенка заметнее (за
два года до 15 см), чем прибавка в весе (до 5 кг); поэтому порой создается
впечатление, что ребенок худеет. Между тем именно в эти годы начинается
заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет
подвижность.
Что касается "детских" особенностей организма, то
еще раз стоит обратить внимание на то, что костная система ребенка сохраняет
еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые
части позвоночника). И еще раз стоит напомнить о том, как важно следить за
правильной осанкой малыша, за правильным положением его тела во время сна.
Присущий детскому организму усиленный обмен веществ требует
от родителей повышенного внимания к тому, как питается ребенок, сколько времени
проводит он на свежем воздухе.
Хотя уже к четвертому году жизни оформляется строение клеток
мозга, характерное для взрослого человека, нервная система малыша остается
заметно уязвимой. Бережное отношение к ней, неуклонное проведение в жизнь
нормального режима дня, поддержание ровной, радостной атмосферы в семье - одна из
главнейших обязанностей родителей.
Отмечая достижения развития, скажем, что масса и объем
сердца увеличиваются (к 7 - 8 годам сердце ребенка по структуре приближается к
сердцу взрослого), а главное - при уменьшении числа сердечных сокращений
количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар, заметно растет.
Емкость легких увеличивается примерно в 3 раза, поэтому при
сокращении частоты дыхания минутный объем дыхания увеличивается почти в 2 раза.
Таким образом, уровень энергетического обеспечения организма
заметно возрастает.
Сила мышц туловища возрастает в 2 раза, а сила мышц рук - в
2 - 3 раза. Физическая работоспособность в 7 лет выше, чем в 3 года, - в 1,5
раза у мальчиков и почти в 2 раза у девочек.
Итак, функциональные возможности организма дошкольника
достаточно велики. Если до недавнего времени они недооцени вались, то теперь
произошел известный поворот во взглядах, и родителей приходится предостерегать
против другой крайности - переоценки возможностей малыша.
Такой поворот во взглядах произошел, возможно, под влиянием
данных об акселерации, в заметной степени коснувшейся и малышей. Дошкольники
анатомически и функционально стали как бы старше своих сверстников прежних лет.
Раньше начинается смена молочных зубов на постоянные.
Несколько десятилетий назад нормой было появление первых постоянных зубов в
первой половине седьмого года жизни. Теперь 40 % детей в возрасте 5 лет имеют 1
- 4 постоянных зуба.
Чем дети старше, тем меньше у них частота сердечных
сокращений и дыхания. Так, если раньше в 5 лет нормой было 100 ударов в минуту,
то теперь - 97 ударов. Шестилетний ребенок раньше делал в среднем до 26 вдохов
в минуту, теперь - 23 вдоха.
Заметно выросли и "спортивные" достижения.
Родителям следует учитывать, что показатели вашего ребенка
могут быть существенно отличными от средних данных, приведенных в специальной
литературе. Поэтому, оценивая возможности ребенка, надо исходить не столько из
его возраста, сколько из достигнутого им уровня развития. Насильственное
"ускорение" может принести только вред. Забота о физическом развитии
ребенка должна начинаться с закладывания фундамента - налаживания общего
режима, закаливания, правильного питания, воспитания культуры движений. источник www.glavsovet.ru
|