Каталог статей

Главная » Статьи » Копилка опыта » Статьи и доклады

"Мир, в котором я живу"

Подборка данного материала может быть использована педагогами

при организации  воспитательно-образовательной работы

по формированию историко-географических,

национальных представлений

у детей старшего дошкольного возраста с целью:

*  воспитывать  чувство любви к своей Родине;

*  развивать осознание детьми принадлежности к своему народу;

* воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности;

* способствовать овладению детьми элементарной этики

межнациональных отношений;

* формировать  у детей представления  о том, что люди на Земле

могут жить в мире и дружбе;

* приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры,

а также к явлениям  других культур.

12 июня – день независимости России. Это день рождения нашей страны в современной мировой истории человечества. Наша родина – Россия – велика и могущественна.

В России живут различные народы, имеющие свой язык, обычаи, традиции.

            Приоритет восстановления национальных традиций оказывается источником обновления жизни современных детей. И оно закладывает основы не для конфликтов, а для творческого содружества разных народов.

Издавна все народы стремились воспитывать здоровое, умное поколение, достойную смену. Всестороннее воспитание понималось так, что каждая семья заинтересована в воспитании здоровых, трудолюбивых, физически развитых, умных, благовоспитанных детей.

     Характеристика возрастных возможностей старших дошкольников, показывает, что им  любопытно узнавать о детских играх других наций,  имеющих свои особенности, соответствующие характеру, быту народа.

    Дети этого возраста с интересом воспринимают информацию о явлениях культуры разных народностей, и  им необходимо давать сведения о том, что:

— существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, играми, игрушками, музыкальными и художественными традициями;

— каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам (двуязычные или многоязычные семьи), которыми он должен  интересоваться и, которые он должен сохранять и уважать;

— жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур; войны начинаются  тогда, когда люди не могут или не хотят договориться друг с другом.

         Формирование начал самосознания ребенка-дошкольника связано с овладением элементарными сведениями по истории,   культуре разных народов своей родины, со стремлением найти свое место в  окружающем мире. Образ «Я» у дошкольника складывается в процессе включения личности в разнообразные социокультурные сообщества (семья, друзья, группа сверстников, национальность, народ). Основная цель работы ДОУ в данном направлении – воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей национальной культуры.

       В процессе реализации программных задач по формированию  элементарных сведений о доброжелательных межнациональных отношениях конкретное содержание работы с детьми педагог выбирает в зависимости от непосредственного опыта и интересов детей.

     Воспитателю важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, в  историческом или культурологическом «исследовании» исходит от самих детей, когда она (потребность) превращается в мотив коллективно распределенной деятельности.

     Потребность старших дошкольников в знаниях о жизни людей других наций возникает  в ходе чтения произведений детской художественной литературы, знакомства с народными художественными промыслами и т. п.

          В содержание педагогической работы можно включить:

- чтение произведений детской художественной литературы писателей разных стран;

- оформление выставок открыток,  книг, иллюстраций с тематическим содержанием;

- выставки  игрушек-сувениров, отображающих национальные особенности

одежды, обрядов, традиций;

- дидактический материал к играм «Герои русских народных сказок», «Игры детей народов мира» и др.;

-ознакомление и разучивание правил подвижных детских игр народов России.

    В ДОУ созданы все необходимые условия по ознакомлению дошкольников с  обычаями и обрядами, традиционными занятиями коренных народностей Таймыра. Целевые экскурсии, занятия, тематические выставки в музейной «Комнате Севера» способствуют   расширению  знаний детей о России, как о «большой»  Родине  больших наций и малочисленных народностей.

        Важно при выборе содержания работы по формированию доброжелательного отношения  к людям другой национальности соединять с другими видами детской деятельности. Так, учитывая возрастные возможности детей, педагог может реализовать часть системы обучения конструированию, выполняя коллективную работу по изготовлению поделок из бумаги. Можно использовать  готовые схемы-выкройки кукол в национальных костюмах. Решая в данном случае  задачу развития по сочетанию индивидуальных и коллективных форм работы для сюжетного конструирования, педагог при этом организовывает  и содержательное общение детей.

  

Планируя работу по формированию основ интернационального воспитания, педагогу необходимо пополнять  свои знания о культуре, традициях,  обычаях и обрядах людей других национальностей.

     Наш Норильск – город многонациональный. Любой педагог нашего города может получить информацию о Доме дружбы «Заполярье». В корпоративном журнале «Норильский Никель» опубликован фоторепортаж первого  в нашем городе фестиваля национальных культур под названием

«Интернационализм по- норильски».

        В воспитательно-образовательной работе педагоги нашего ДОУ используют картотеки и подборки подвижных игр коренных народов севера, русских народных игр. Характер многих игр таков, что они имеют важное значение в физическом, нравственном, художественном воспитании. Дети ближе  знакомятся  друг с другом, глубже узнают друг друга. Но, конечно,  в играх важно не только обучение, но и веселье, и радость.  

       Я предлагаю представителям общин  «неместных» национальностей делиться своей родной культурой с представителями других народов. Представляйте на нашем сайте описание народных игр для детей дошкольного возраста. Этот культурный обмен поможет сблизиться не только  взрослым, но и детям.

Фоторепортаж с занятия

  Подготовлено по Программе «Истоки» - Базис развития ребенка-дошкольника.

Использован личный опыт воспитательно-образовательной работы.
Воспитатель В.Д.Орлова
Март, 2011 г
Категория: Статьи и доклады | Добавил: adora (09.04.2011)
Просмотров: 1796 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Версия
Вход
Поиск
Меню сайта
Новости
Новые статьи
Новые файлы
RSS
Полезные сайты
Погода
Яндекс.Погода
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%