Каталог статей

Главная » Статьи » Копилка опыта » Консультации для воспитателей

Игры с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придается реализации развивающего характера игры при обучении детей (Выготский Л.С., Аркин Е.А., Леонтьев А.Н.).

Основной задачей консультации является рассмотрение оптимальных вариантов применения различных игровых средств в ходе логопедических занятий в группе детей с ФФНР.

Проведение воспитателем занятий в специальной группе предполагает достаточно высокий уровень сосредоточенности детей в процессе усвоения значительного по объему и сложности учебного материала, включающего понятия о звуке, слове, слоге, предложении.

В связи с определенным алгоритмом организации занятий  возможности физического перемещения детей, как привило, ограничены: дети не могут ходить, прыгать, бегать тогда, когда у них появляются такого рода желания.

Вместе с тем эффективность занятий во многом зависит от положительного эмоционального фона занятий, интереса детей к заданиям, учета педагогом имеющихся у детей практического и собственно вербального опыта.

Ряд трудностей может быть преодолен посредством применения игры и отельных игровых действий в ходе занятий. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку старшего дошкольного возраста, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.

Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано, прежде всего с тем, что их основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или дидактическая кукла, игрушка помогают ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела структурные элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.

Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.

Ход игры: педагог предлагает детям по очереди достать игрушки из «волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в ее названии. Победителями являются дети, которые правильно выполнили задание.

Примечание: усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством описания (в «волшебном» мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.

Игра «Найди ошибку»

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух- и трехсложные слова); предметные картинки.

Ход игры: педагог знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговые схемы слов). В каждом вагончике «едут» картинки. Однако поезд отправляется до следующей станции в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Педагог сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под руководством взрослого находят ошибки и исправляют их.

Игра «Собери игрушки»

Цель: тренировать детей в определении места звука С в слове.

Оборудование: набор игрушек, три коробочки с приклеенными к ним схемами звукового состава слова.

Ход игры: детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем взрослый просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках.

Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей.

Игра «Бусы»

Цель: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.

Оборудование. Фрагменты нанизанных на шнуры бус (по кол-ву детей в группе)

Ход игры. Педагог показывает детям части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух, трех бусинок). Взрослый предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре. Если ребенок дает правильные ответ, его часть бус соединяются с другими.

Игра «Построй домики»

Цель: тренировать детей в составлении слов из слогов.

Оборудование. Изображения домиков (вырезанные по контуру, разрезанные вертикально на две части с фигурным вырезом – по типу puzzle -  с написанными на них слогами.

Ход игры. Педагог показывает детям части домиков. Обращает их внимание на слоги, написанные на каждой из частей. Затем предлагает построить домики, соединяя каждые две части так, чтобы из слогов получилось слово. Сложившие домики правильно получают звания  «лучших строителей».

Игра «Кубики»

Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в слове.

Оборудование. Кубик с разным количеством кружков на гранях.

Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.

Нередко в логопедической работе с детьми, имеющими ФФНР, важно сделать основной акцент на ходе выполнения задания и получения заданного результата. В таком случае  нет необходимости в использовании всех основных структурных элементов дидактической игры. Можно создать игровую ситуацию посредством введения в контекст задания сказочного героя (Незнайки, Деде Буквоеда, Веселой Кисточки и т.д.) или иного персонажа (зайчика, робота, куклы и т.д.). обозначенные приемы способствуют активизации детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль за ходом выполнения задания и проч.

Игра «Помоги зайчику перейти через речку»

Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука З в ряду других звуков.

Оборудование. Игрушечный зайчик, кубики.

Ход игры. Педагог просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук З.  Далее взрослый произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик «перепрыгивает»  с одного «камешка» (кубика) на другой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через «речку». 

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлогов в предложениях.

Оборудование: перечень предложений (цветы стоят на/в/ вазе; дети играют над/под/ деревом; и т.п.).

Ход игры. Педагог предлагает детям оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.

Игра «Накорми Великана»

Цель: упражнять детей в образовании существительных мн. числа.

Ход игры. Педагог просит детей помочь Коту В Сапогах накормить Великана. С этой целью дети образуют существительные множественного числа от предложенных преподавателем существительных единственного числа, обазночающих продукты питания, овощи и фрукты (конфета – конфеты, котлета – котлеты, сосиска – сосиски, огурец – огурцы, апельсин – апельсины и т.п.).

Игра «Отгадай букву»

Цель: закреплять зрительные образы букв у детей; развивать у них пространственное воображение.

Оборудование: листы бумаги  с незавершенными изображениями букв.

Ход игры. Педагог показывает детям то, что написал художник Тюбик. Оказывается, что художник Тюбик не закончил работу он не дописал буквы. Детям предлагается отгадать, какие буквы он хотел написать.

Игра «Вставь нужную букву»

Цель: тренировать детей в выполнении операций по звукобуквенному анализу слов.

Оборудование: карточки с написанными на них словами; игрушка Дед Буквоед.

Ход игры. Педагог показывает детям карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Он объясняет детям, что некоторые буквы в словах съел Дед Буквоед. Дети отгадывают, какие буквы «съел» Дед Букваед в каждом из слов.

Игра «Придумай слово»

Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком.

Оборудование: Робот (игрушка)

Ход игры. Педагог знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с указанным звуком. Если слово подобрано, верно, у Робота на голове зажигается лампочка.

Одним из необходимых элементов любого занятия являются физкультминутки. В качестве физкультминуток или самостоятельной части занятия можно использовать разнообразные подвижные игры. При этом педагог  с учетом состояния детей (утомленности) может включать  или не включать  дидактическую задачу в процессе проведения подвижной игры.

Приведу примеры нескольких подвижных игр, используемых в качестве физкультминуток.

Игра «Перебеги дорогу»

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Ход игры: детям предлагается встать в шеренгу. Педагог произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, бочка, почка и т.д.).  При произнесении определенного слова педагогом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать «дорогу» (ковёр). Игра повторяется несколько раз. При этом педагог может использовать разные наборы слов.

Игра «Найди свой домик»

Оборудование: три стула – «домика», на каждом из них изображение одной из трех букв – А, О, У; предметные картинки.

Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительного – моторной координации у детей.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (А, О, У). Педагог раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков А, О, У. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу педагога они должны собраться у своего «домика»

Игра «Перейди через болото»

Цель: упражнять детей в определении заданного звука в составе слова – названия предмета; развитие двигательной активности у детей.

Оборудование: большие зеленые круги («кочки»); предметы, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар и проч.).

Ход игры. На полу раскладываются изображения «кочек» (зеленые круги). Возле каждой из «кочек» кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Педагог предлагает детям перейти через «болото», наступая только на те «кочки», возле которых стоят предметы, в названиях которых есть звук Р.

Игра «Собери букет.

Цель: тренировать детей в составлении слов из заданных букв.

Оборудование: стилизованные картинки с изображением цветов разной формы и окраски, в центре каждого цветка – буква.

Ход игры. Педагог раскладывает цветы разной формы и окраски на ковре. Затем каждому из детей дается образец (включает три четыре стилизованных изображения цветов), в соответствии с которым он выбирает «букет». Дети свободно передвигаются по ковру, выбирая цветы. После того как дети соберут букет (из 3 – 4 цветов), они должны составить слово из букв, изображенных в центре каждого цветка.

Категория: Консультации для воспитателей | Добавил: adora (07.02.2016)
Просмотров: 541 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Версия
Вход
Поиск
Меню сайта
Новости
Новые статьи
Новые файлы
RSS
Полезные сайты
Погода
Яндекс.Погода
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
%