Сегодня невозможно представить себе процесс обучения без психологического контакта, который необходимо иметь педагогу с детским коллективом. Благодаря этому дети превращаются из объекта воспитания в субъект общения, и задача педагога – помочь преодолению различных психологических барьеров, возникающих у детей, активизации их творческого потенциала и возможностей его реализации.
Под педагогическим общением понимают целую систему приемов и навыков социально-психологического взаимодействия педагога и детей, которая включает обмен информацией и воспитательное воздействие. При этом решаются не только учебные задачи, но и реализуются воспитательные функции педагога. Хороший педагог умеет организовать продуктивное общение между собой и детьми так, чтобы они получили возможность наиболее полно усвоить учебный материал и максимально раскрыть свои способности. На самом деле, это просто. Главное – следовать простым правилам, которые помогут найти с детьми общий язык.
Правило первое: обсуждайте не ребёнка, а его поступки.
Дети очень эмоциональны, чувствительны, ранимы и хотят, чтобы родители гордились ими, поэтому тяжело переносят критику. К тому же, не все дети понимают намёки и воспринимают слова взрослых буквально.
Правило второе: не сравнивайте ребёнка.
В разговорах с детьми нельзя их сравнивать с другими детьми или вообще с кем-либо. Часто можно слышать такие фразы: «Вася, всегда быстро справляется с заданием, а ты очень долго выполняешь». Подобными фразами педагоги только понижают самооценку ребенка, он понимает, что хуже остальных детей. Конечно, приводить положительные примеры, на которые ребенок мог бы ориентироваться, можно и нужно, но без сравнений.
Правило третье: не обвиняйте ребёнка в неудачах.
Дети только учатся жить, поэтому не правильно ожидать от них того, что уже умеют взрослые. Сгоряча педагоги могут сказать: «Ты неумейка, сколько тебя не учи – всё бес толку», «Что ты натворил (натворила)?».
А между тем, ошибки детей – это, на самом деле, ошибки педагогов и родителей. Ведь дети умеют ровно то, чему их научили. Ну а если ребенок медленно усваивает, так это тоже не его вина. И критикой можно добиться лишь того, что ребенок вообще перестанет делать то, что у него плохо получается, у него будет низкая мотивация, неуверенность в своих силах, безынициативность.
Поэтому рекомендуется заменять привычные фразы, например, на такие: «Давай попробуем сделать это еще раз, я тебе помогу», «Попробуй ещё раз, у тебя обязательно получится!», «Я очень радуюсь твоим успехам» (эту фразу надо говорить даже при незначительных успехах).
Правило четвёртое: ребенок полноценный член общества.
Взрослые не любят, когда дети вмешиваются в их разговоры. И могут сказать: «Не суй нос, куда тебя не просят» или «Не твоего ума дело».
Безусловно, дети не должны присутствовать при взрослых разговорах. Но это не означает, что их надо унижать, когда они из-за своего любопытства всё же вмешиваются в беседу.
Обидные фразы, которые в будущем могут вообще отбить у ребенка желание участвовать в каких-либо обсуждениях и спорах в компаниях, лучше заменить на такие, которые не унизят ребенка, но объяснят ему его ошибку: «Твое мнение важно для нас, но сейчас у нас очень важный взрослый разговор, и дети не должны участвовать в таких разговорах».
Правило пятое: не убивайте словом.
Все знают, что словом можно убить, а можно и спасти человека. Поэтому, если не хотите вырастить из ребенка неудачника, неуверенного и несамостоятельного человека, то не говорите ребенку такие фразы: «Без разрешения никогда ничего не делай!», «Тебе нельзя второй пирожок, ты уже и так самая полная в группе».
После таких фраз ребенок в лучшем случае обидится, а в худшем –перестанет верить в себя и свои силы. Разумнее говорить так: «Давай обсудим, а потом ты сделаешь сам», «Ты очень самостоятельный – я тобой горжусь!». А что касается внешности, то педагоги вообще не должны критиковать детей, лучше предложить родителям записать ребенка в секцию, театральный кружок и вместе радоваться достижениям.
Нельзя забывать, что даже если дети рассуждают, как взрослые всё равно они всё ещё дети, и невзначай, со зла сказанное слово может изменить всю их жизнь не в лучшую сторону. Поэтому педагоги должны исключить из общения с детьми такие фразы как «уйди с глаз долой», «это твои проблемы», «как ты мне надоел».
|