Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Чернова В. А.

Использование сказки при подготовке детей к школе

В настоящее время издается большое количество теоретической и методической литературы по подготовке детей к школьному обучению. Между тем актуальность этого вопроса из года в год только возрастает.

В недавнем прошлом при подготовке детей к обучению в школе многие практические психологи применяли тетради, в которых дошкольникам предлагалось выполнить задания на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, а также упражнения на развитие сенсомоторной координации. Подобные пособия и методики были рассчитаны преимущественно на решение педагогических, а не психологических задач.

Но готовность к школе - это не только развитие интеллектуальных способностей дошкольника (умений читать и писать). Не менее важна мотивация. Когда ребенок готов принять на себя "роль ученика", у него появляется желание учиться, а игровая деятельность естественным образом уступает место учебной.

Большое значение имеет эмоционально-личностный показатель, когда ребенок волевыми усилиями может регулировать свои эмоции и поведение, выполнять требования педагога и слушать его на протяжении всего урока. Особую роль играет адекватное общение со сверстниками и взрослыми, когда у детей складываются первоначальные моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы.

Уровень познавательного развития также является одним из компонентов готовности к обучению в школе: ребенок владеет определенным запасом знаний об окружающем мире, проявляет интерес к знаниям, способен понять связи между явлениями, без особых затруднений списать задание с доски или записать под диктовку учителя.

Одним из компонентов занятий с детьми по подготовке их к школе является игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Детям, которые не научились в игре добровольно подчинять свои действия правилу, будет в дальнейшем трудно сознательно подчиняться требованиям учителя.

Несмотря на внешнее стремление многих детей скорее пойти в школу внутренне они чаще всего бывают не готовы к новому этапу в своей жизни. Поступление в первый класс нередко сопровождается тревогой и страхом неизвестности. Справиться с возникающими психологическими проблемами дошкольникам поможет сказка. Погружаясь в мир сказочных образов, дети будут чувствовать себя спокойнее, научаться преодолевать трудности, не бояться ошибок. Главное – грамотно и вовремя использовать методику включения сказок в воспитательно-образовательный процесс.

Сказка помогает сформировать у детей позитивные модели поведения, позволяет им на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать "что такое хорошо и что такое плохо", дает возможность каждому ребенку примерить на себя разные роли, оценить свой поступок со стороны. Дошкольники с удовольствием принимают сказку, т. к. она легко и плавно переходит в игру и наоборот. В сказках нет скучных нотаций и бесполезных нравоучений. Слушая сказки, ребенок может мечтать, думать, развиваться. Обратите внимание на "лесные сказки" М. А. Панфиловой, которые  раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:

• сказки для адаптации к школе - дети знакомятся со школьными атрибутами, обстановкой в классе, ролью учителя, правилами поведения на уроке: "Создание "Лесной школы"", "Букет для учителя", "Смешные страхи", "Игры в школе", "Школьные правила";

• сказки об отношении учеников к вещам, повествующие о том, как правильно обращаться со школьными атрибутами, учат аккуратности и самостоятельности: "Собирание портфеля", "Белочкин сон", "Госпожа Аккуратность", "Жадность", "Волшебное яблоко (воровство) ", "Подарки в день рождения";

• сказки об отношении учеников к урокам и знаниям, раскрывающие понятие зависимости оценки от количества затраченного труда или усвоенного материала, важности адекватного отношения к результатам: "Домашнее задание", "Школьные оценки", "Ленивец", "Списывание", "Подсказки";

• сказки о здоровье и о том, как стать большим, учат сопереживать, приходить на помощь другу, соблюдать режим: "Режим. Телевизор", "Бабушкин помощник", "Прививка", "Больной друг";

• сказки о школьных конфликтах, помогающие корректировать агрес-сивное поведение: "Ябеда", "Шапка -невидимка (демонстративное по-ведение) ", "Задача для лисенка (ложь) ", "Спорщик", "Обида", "Хвосты (межгрупповые конфликты) ", "Драки", "Грубые слова", "Дружная страна (межполовые конфликты) ", "Гордость школы".

Сказки, в которых анализируются поступки героев, способствуют воспитанию нравственных и этических качеств у детей. В ходе занятий каждому ребенку дается возможность высказаться, оценить действия сказочных лесных героев. Сопереживая им, воспитанники обращаются к своим чувствам.

По сюжету сказок каждый герой действует: куда-то идет, что-то достает, кому-то помогает, от кого-то убегает, проявляет активность; принимает решение, делает выбор, полагаясь на самого себя, т. е. действует самостоятельно; преодолевает препятствия, может терпеть временные поражения, но оказывается победителем, добивается успеха. Когда дети "пропускают" свои волнения через сказочные образы лесных школьников, им легче осознавать их причины.

Обсуждения сказок проходят с опорой на следующие вопросы:

• О чем эта сказка, чему она учит, что мы узнали из сказки? Где бы мы могли применить эти знания в нашей жизни? – т. е. проговаривается основная тема сказки, где есть общие ответы на общие вопросы.

• Почему и зачем герой (герои) совершает тот или иной поступок? Зачем ему (им) это нужно было? – выясняются мотивы поступков.

• Как герой (герои) решает проблему, с которой столкнулся? Какой способ поведения он выбирает – пассивный или активный? – вырабатываются способы преодоления трудностей с использованием их в реальной жизни.

• Какой эмоциональный отклик вызывают у окружающих герои сказки: радость, печаль, сострадание? – определяется эмоциональная направленность по отношению к окружающему миру и к самому себе.

• Какие чувства вызывает прочитанная сказка? – активизируется чувства самих детей.

Представленный опыт работы дает положительные результаты. Так, школьные психологи отмечают, что воспитанники детского сада, в работе с которыми в ходе подготовки к обучению в школе использовались сказки, успешно адаптируются к новым условиям. Они более усидчивы, внимательны на уроках, знают и стараются соблюдать правила поведения на переменах, стремятся оказывать помощь сверстникам в решении различных ситуаций.

Таким образом, при подготовке детей к школе воспитателям важно помнить о том, что при недостаточном уровне развития учебной мотивации, произвольности, умения подчинять свои действия правилам ребенок будет испытывать трудности в обучении. Поэтому играйте с детьми в сказку – обучая и обучайте по сказкам – играя.

Категория: Чернова В. А. | Добавил: adora (15.09.2018)
Просмотров: 1406 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%