Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Страничка логопеда

"В гостях у Мухи-Цокотухи". Артикуляционная гимнастика.

Для занятия понадобится книга К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Взрослый начинает рассказ:

Муха-Цокотуха гостей созывает,

Муха-Цокотуха их чаем угощает,

летят к мухе комарики и звенят: «З-з-з...»

Артикуляция звука «3»

Улыбнуться. Упереться языком в нижние зубы,

Одновременно с произнесением звука «3», показать пальчиковое упражнение «Комарики».

Пальчиковое упражнение «Комарики»

Руки сжать в кулаки. Выпрямить только указательные паль­цы. Вращать ими в разные стороны, изображая летящих комари­ков.

Скачут к Мухе кузнечики и стрекочут: «Ц-ц-ц...»

Артикуляция звука «Ц»

Улыбнуться. Поднять кончик языка за верхние зубы, а затем быстро опустить его вниз. (Звук «Ц» — сложный, он состоит из двух быстро произнесенных один за другим звуков «Т» и «С».)

Взрослый несколько раз подряд кратко произносит звук «Ц-ц-ц...» и при этом показывает пальчиковое упражнение «Кузнечик».

Пальчиковое упражнение «Кузнечик»

Собрать пальцы в щепоть и положить их на стол (или себе на колени) большим пальцем вниз. Произнести звук «Ц» и быстро и высоко вскинуть руку над столом, раскрыв при этом ладонь. Вновь собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол. Со­вершить несколько таких «прыжков».

Летят к Мухе бабочки. Шелестят своими крылышками: «Ш-ш-ш...»

Артикуляция звука «Ш»

Вытянуть губы вперед в виде рупора, а язык в виде ковша под­нять за верхние зубы.

Одновременно с произнесением звука «Ш» показать пальчи­ковое упражнение «Бабочка». Совершить несколько таких дви­жений.

Пальчиковое упражнение «Бабочка»

Прижать ладони друг к другу — бабочка сложила крылышки.

Развести ладони в стороны (руки остаются соединенны­ми только в области запястья) — бабочка машет крылышками.

Идет к Мухе бабушка-пчела и жужжат: «Ж-ж-ж...»

Артикуляция звука «Ж»

Вытянуть губы вперед в виде рупора. Язык в виде ковша под­нять за верхние зубы (как при произнесении звука «Ш»).

Одновременно с длительным произнесением звука «Ж-ж-ж...» показать пальчиковое упражнение «Пчела».

Пальчиковое упражнение «Пчела»

Сжать правую руку в кулак. Выпрямить только указательный палец. Вращать им в разные стороны, изображая летящую пчелу.

Муха-Цокотуха гостей встречает.

Всех привечает.

Дает муха каждой букашке

По маленькой чашке.

Статическое упражнение «Чашечка»

Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму чаши. По­держать его в таком положении несколько секунд.

По маленькой тарелочке.

Статическое упражнение «Тарелочка»

Высунуть изо рта в направлении вперед широкий плоский язык. Подержать его в таком положении несколько секунд.

По маленькой ложке.

Ешьте, пейте понемножку.

Статическое упражнение «Ложка»

Высунуть изо рта как можно дальше вперед длинный тон­кий язык. Подержать его в таком положении несколько секунд.

Поставила Муха-Цокотуха на стол самовар.

Новенький, блестящий,

Самый настоящий.

Вот такой пузатый 

    Кипятком богатый.

Статическое упражнение «Самовар»

Плотно сжать губы и надуть щеки воздухом. Удерживать щеки в таком положении несколько секунд

Пыхтит горячий самовар —

Выпускает струйкой пар.

Дыхательное упражнение «Пар»

Несколько раз подряд произнести звук «П».

В нем вода бурлит, кипит;

«Буль-буль...» — нам говорит.

Взрослый обращается по очереди к каждому из детей и просит повторить звукоподражания в разном ритме.

Упражнение для развития чувства ритма «Буль-буль»

Произнести следующие звукоподражания:

Буль-буль (II).

Буль-буль-буль (III).

Буль-буль, буль (I П).

Буль, буль-буль (ПI).

Буль-буль, буль-буль (П П).

(Каждому ребенку предлагается повторить один из вариантов ритма.)

Самовар пыхтит, кипит,

Всем букашкам чай налит.

И вы, ребята, подставляйте ваши чашечки.

Нынче Муха-Цокотуха — именинница!

Взрослый показывает детям пальчиковое упражнение «Ча­шечка».

Пальчиковое упражнение «Чашечка»

Сложить две ладони вместе в форме чаши.

Когда дети сложат «чашечки», взрослый «наливает» в них воображае­мый чай. Для этого взрослый склады­вает пальцы щепотью и держит их над «чашечками» детей. Одновременно взрослый и дети произносят звук «С», имитируя звук льющейся воды.

Артикуляция звука «С»

Улыбнуться, прижать широкий кон­чик языка к нижним зубам.

Примечание. Возможен другой вариант проведения игры «Буль-буль» с использованием голосового упражнения.

Голосовое упражнение «Буль-буль»

Взрослый предлагает детям повторить звукоподражанияя «буль-буль» в разном темпе.

Закипает: «Буль-буль-буль...»(в медленном темпе).

А теперь уже кипит: «Буль-буль-буль-буль-буль-буль...» (в быстром темпе).

 

О.А. Новикова «Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции

Категория: Страничка логопеда | Добавил: adora (22.11.2015)
Просмотров: 477 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Версия
Вход
Поиск
Меню сайта
Лента новостей
Новые статьи
Новые файлы
RSS
Полезные сайты
Погода
Яндекс.Погода
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%