Для многих детей дошкольного возраста характерны затруднения в усвоении имён прилагательных, с трудом даётся им подбор слов с противоположным значением (антонимов), относительных и притяжательных прилагательных. При нормальном ходе речевого развития специальной помощи не требуется, необходимы лишь правильная и достаточно богатая и образная речь окружающих ребёнка людей.
Для лучшего усвоения названий признаков предметов очень полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен думать, напрягать память, соотносить внешний вид предмета со словесным описанием.
Для закрепления названий признаков различных предметов можно предложить ребёнку такие вопросы: «Что бывает кислое? Горькое? Солёное?». «Какая по вкусу брусника? Горчица? Таблетка? Какой торт? Лук?». «Что бывает зелёное? Жёлтое? Красное? Синее?».
Поскольку для многих детей сложно запомнить названия цветов и оттенков, можно попытаться им помочь. Для запоминания цвета первый звук в его названии должен совпадать с первым звуком названия предмета, имеющего этот цвет: белая берёза, красная клюква, розовая роза, сиреневая сирень, жёлтый желток, зелёная зелень, коричневая кора, чёрная черника, фиолетовая фиалка, серый слон, голубой глобус, синяя слива, малиновая малина, вишнёвая вишня и т.д.
Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что один и тот же предмет всегда обладает сразу несколькими качествами. Так яблоко может быть красным, жёлтым или зелёным (цвет), сладким, кислым или кисло-сладким (вкус), крупным, мелким или средним (размер), круглым или продолговатым (форма), спелым, ароматным, сочным и т.д.
Чтобы обучать дошкольника словоизменению и словообразованию, необходимо набраться терпения, пополнить свои знания и как можно чаще играть с малышом в словесные игры.
Слова-антонимы.
Прежде чем ребёнок сможет овладеть навыками подбора слов-антонимов, он должен хорошо усвоить смысл таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный (различный)», «противоположный». Кроме того, ребёнок должен хорошо понимать и значение каждого из тех слов, к которым ему предстоит подобрать слова с противоположным значением. В процессе упражнений взрослый называет первый предмет и его признак, а также второй предмет. Ребёнок называет лишь признак второго предмета. Например: «Дерево высокое, а кустик… (низкий). Медведь большой, а медвежонок… (маленький)». Очень хорошо, если найдутся картинки, на которых попарно изображены предметы с противоположными свойствами и ребёнок сможет самостоятельно «оречевлять» их: река широкая, а ручеёк узкий; верёвка толстая, а нитка тонкая; берёза белая, а черника чрная; лимон кислый, а конфета сладкая; дедушка старый, а папа молодой.
Позже можно играть без опоры на наглядность. Взрослый произносит имя прилагательное а ребёнок подбирает к нему слово-антоним: горячий – холодный; светлый – тёмный; добрый – злой; умный – глупый; весёлый – грустный; быстрый – медленный; острый – тупой; частый – редкий; мягкий – твёрдый; лёгкий – тяжёлый; глубокий – мелкий и т.д.
Образование относительных прилагательных.
Чтобы ребёнку было легче понять смысл задания, надо рассмотреть несколько примеров, когда один и тот же предмет сделан из разных материалов. Хорошо дать ребёнку потрогать, пощупать предметы, ощутить разницу между ними. Рукавички из кожи – кожаные; рукавички из меха – меховые; рукавички из шерсти – шерстяные. Ложка из дерева – деревянная; ложка из серебра – серебряная; ложка из олова – оловянная.
Из плюша мой плюшевый мишка,
Мне нравится с мишкой играть,
Он словно мой младший братишка
И с ним я не буду скучать.
Из бумаги кораблик бумажный,
Он спокойно бежит по волнам.
Где же тот капитан отважный,
Что на нём поплывёт в океан?
Из стали ножи стальные,
А нитки из льна – льняные.
Мой глиняный шарик из глины,
Он склеен из двух половинок.
Из стекла стеклянный стаканчик,
Он прозрачный и небольшой,
Осторожно взял его мальчик
И наполнил холодной водой.
Изо льда строят дом ледяной,
А из снега, конечно, снежный.
Жить в домах таких можно зимой,
Пока солнышко светит нежно.
Из картона коробка картонная,
В неё можно игрушки сложить.
Из бетона стена бетонная,
Будет долго она служить.
Купил я хрустальную вазу,
Та ваза из хрусталя.
Она мне понравилась сразу –
Все грани на солнце горят.
Образование притяжательных прилагательных (чей?, чья?, чьё?, чьи?).
Чтобы ребёнку было легче усвоить образование прилагательных данного типа, слова подбираются по принципу сходства окончаний.
У вороны голова воронья, у оленя – оленья, у рыси – рысья, у лисы – лисья, у рыбы – рыбья, у собаки – собачья, у кошки – кошачья, у птицы – птичья, у сороки – сорочья, у овцы – овечья, у зайца – заячья, у белки – беличья, у кролика – кроличья, у медведя – медвежья; у тигра – тигриная, у лошади – лошадиная, у курицы – куриная, у утки – утиная, у голубя – голубиная, у лебедя – лебединая, у орла – орлиная.
У белочки ушки беличьи,
Пушистый беличий хвост,
Нарядная шубка беличья
И очень маленький рост.
Заячьи длинные уши
Зайцу в лесу нужны.
Если внимательно слушать,
Волки не так страшны.
У льва есть львиная грива,
Недаром ведь лев – царь зверей.
Не думай быть с ним игривым,
Беги от него скорей.
У мышки мышиные глазки
И тонкий мышиный хвостик,
Нельзя ей гулять без опаски,
По ночам лишь приходит в гости.
У утки утиная шея,
Утиные красные лапки,
Но утка совсем не умеет
Носить красивые тапки.
У оленя олений хвост,
Оленьи рога ветвистые,
Олений высокий рост,
Оленьи глаза лучистые.
У журавлей журавлиные крылья.
Журавли так протяжно кричат.
Они были прекрасной былью,
Пусть скорей возвратяться назад!
У клёна листочек кленовый,
Он очень красивый, резной.
А иглы у сосен сосновые,
Колючие все до одной.
Правильность употребления в речи ребёнка разнообразных имён прилагательных достигается путём многократных повторений слов в различных игровых ситуациях, которые не только значительно обогатят словарный запас ребёнка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к языку.
|