Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Страничка логопеда

Тема: «Семья»

Материал систематизирован по лексическим темам, в которых пред­ставлен дидактический материал по ознакомлению с ок­ружающим миром, развитию речи у детей дошкольного возраста. Каждая лексическая тема содержит следующие разделы: психогимнастика; развитие мелкой мото­рики и координация речи с движением; формирование лексико-грамматического строя речи; игры со звуками, буквами и словами; развитие познавательных процессов; развитие диало­гической речи; стихи и загадки.

Основные задачи, решению которых поможет этот материал:

— овладение лексико-грамматическими формами язы­ка как основой речи;

— формирование знаний об окружающем мире и роли человека в нем как о сложных и взаимосвязанных систе­мах;

— развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения);

— воспитание нравственно-этических чувств (доброты, чуткости, сострадания и сопереживания);

— воспитание основ экологической культуры и пра­вил безопасного поведения;

— воспитание эмоций и чувств (ощущения красоты окружающего мира и желания сохранить и преумножить ее; индивидуального отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах, переживаниях и практической дея­тельности);

— развитие творческих способностей.

Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей, а также родителей.

Тема: СЕМЬЯ

Психогимнастика

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите отношения между членами семьи: изобразите ласковую маму, строгого дедушку, рассердившегося папу и провинившегося, непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.

Изобразите состояние тоски и одиночества: родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного.

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Изобразите, как мама собирается на работу: одевается, причесывается, накладывает макияж.

Изобразите, как мама, папа, бабушка, дедушка, сестра или брат выполняют домашние дела.

■ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ

Выполняйте действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом текста потешки.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.

Формирование лексико-грамматического строя речи

■ синонимы

Назовите слова, близкие по значению, — «слова-приятели».
Какими другими словами можно заменить слово неправда!

неправда — ложь, обман, несправедливость
доброта — добродушие, добросердечие
небрежность — неаккуратность, неряшливость, нерадивость

веселье — потеха, забава, развлечение
работящая — трудолюбивая
непослушный — грубый, дерзкий
строгий — суровый, требовательный

■ АНТОНИМЫ

Придумайте слова, противоположные по значению,— «слова-неприятели».

правда — ложь
труд — лень
почет — позор
мир — ссора
сила — слабость
сердечный — черствый
мудрый — глупый
здороваться — прощаться
помнить — забывать
мирно — враждебно

Ответьте, какого слова не хватает.

Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).

Сестренка послушная, а братик (дерзкий).

Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Скажите ласково о своих родных.

мама — мамочка, мамуля, мамуленька, матушка, маменька

папа — папочка, папуля, папуленька, папенька
дочь — доченька, дочурка, дочушка, дочурочка
сын — сынок, сыночек, сынуля, сынуленька
брат — братик, братишка, братишечка
сестра — сестричка, сестренка, сестреночка
баба — бабушка, бабуленька, бабуля, бабусечка, бабусенька

дед —дедушка, дедуленька, дедок
внучка — внученька, внучечка

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Какие новые слова можно составить из двух?

гостей принимать — гостеприимство, гостеприимный
труд любить — трудолюбие, трудолюбивый
благо дарить — благодарность, благодарный
долго ждать — долгожданный

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — много».

один брат — братья — много (братьев)
один дядя — дяди — много (дядей)
одна сестра — сестры — много (сестер)
одна тетя — тети — много (теть)

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словом брат.

Рат-рат-рат, ко мне едет старший (брат).
Рата-рата-рата, я давно не видел (брата).
Рату-рату-рату, подарок готовим (брату).
Ратом-ратом-ратом, в зоопарк поеду с (братом).
Рате-рате-рате, часто думаем о (брате).

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

Сосчитайте родственников.

два (брата, дедушки, дяди)

пять (братьев, сестер)

две (сестры, тети, бабушки)

Подберите слова. Что вы можете сказать о брате, маме, родителях и своем имени?

папа (хороший, добрый, добродушный, милый, ласковый)
брат (родной, младший, старший, двоюродный)
мама (родная, хорошая, дорогая, милая, любимая, ласковая)

родители (сердечные, ласковые, строгие, внимательные)
имя (красивое, ласковое, звучное)

Имя прилагательное

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

           Подберите словам пару.

старшая, старший (сестра, брат)
внимательные (внуки, внучки)
сердечный, сердечная (дедушка, бабушка)
строгий, строгая (папа, мама)
гостеприимные (родители, родственники)

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

Исключите лишнее слово.

Разговаривать нужно (сердито, вежливо, доброжелательно).

Жить надо (дружно, счастливо, строго).
Относитесь друг к другу (внимательно, уважительно, поровну).

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах мама, папа, дочка, бабушка, внучка. Назовите последний звук в словах пор­трет, праздник, уют. Как называются эти звуки? (Твер­дые согласные звуки.)

Какие гласные звуки есть в словах брат, внук, сын!

В каких словах — названиях членов семьи есть звук р! (Брат, сестра, прабабушка, прадедушка, родитель, род­ственник.) Назовите слова со звуком л'. (Родители, пле­мянник, племянница, наследник.)

Какой звук потерялся в словах ...адушие, ...аска, ...або-та, ...ежностъ, ...уткость?

Вставьте пропущенные гласные буквы: бр...т, вн...к, д...дя.

Вставьте пропущенные согласные буквы: ба...ушка, ...ама, ...апа, де...ушка.

Составьте слова из «рассыпанных» звуков: н, с, ы (сын); а, т, р, б (брат). Определите количество соглас­ных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах мама, дочка. Назовите гласные звуки в каждом слове.

Измените одну букву в словах точка, сыр так, чтобы получились новые слова — названия членов семьи. (Доч­ка, сын.)

«Цепочка слов». В этой игре надо услышать последний звук сказанного слова и придумать свое, которое начина­ется с этого звука. (Можно называть города, имена, ово­щи и др.) Например: мама — альбом — мальчик — коте­нок и т. д.

Угадайте слова, в которых пропущены слоги: сест..., внуч..., род..., фа...лия.

Угадайте слова по перепутанным слогам: я-семь, ти-де, ка-моч-ма, ка-поч-па.

«Слово в слове». Найдите спрятанные слова: дедушка (душ), семья (семь, я), сестричка (три, сестра), папоч­ка (почка, папа).

Кто больше придумает слов, начинающихся с гласных звуков а, у, о, и, э? Это могут быть имена, названия го­родов, стран или любые другие слова.

Кто-либо называет три слова, относящиеся к опреде­ленной родовой группе, например: тарелка, чашка, блюд­це. Следующий повторяет эти три слова и добавляет еще одно: тарелка, чашка, блюдце, чайник. Игра может про­должаться до тех пор, пока не будут исчерпаны слова у игроков.

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Семья». Составьте мини-диалоги.

Прислушайтесь к звучанию слова семья. Из каких двух слов состоит слово семья? (Семь, я.) Назовите членов своей семьи. Кто в вашей семье старший по возрасту? Кто самый уважаемый человек в вашей семье? Сколько у тебя бабушек? Бабушка — папина или мамина мама? Сколько у тебя дедушек? Дедушка — папин или мамин отец? Кто твои родители для дедушки и бабушки? Кем для тебя являются дедушкины родители? (Прабабушкой и прадедушкой.) Кем были для дедушки и бабушки твои прадедушка и прабабушка? (Папой и мамой, родителя­ми.) Кто в вашей семье моложе бабушки и дедушки? Кто самый младший в вашей семье?

Сколько тебе лет? Сколько лет тебе будет через один год? Через два года? Как называют тебя мама и папа — дочкой или сыном? Как называют тебя дедушка и ба­бушка и внучкой или внуком?

Кем приходятся друг другу два мальчика в семье — сестрами или братьями? (Братьями.) Кто в семье их на­зывает братьями? Кем приходятся друг другу в семье две девочки? (Сестрами.) Есть ли у тебя брат или сестра? Чем вы похожи? На сколько лет они старше или моложе тебя? Есть ли у тебя двоюродные братья или сестры? Чьи они дети? Есть ли у тебя тетя? Чья она сестра? Есть ли у тебя дядя? Чей он брат?

Назовите свою фамилию. Одинаковая ли фамилия у твоих родителей? У каждого человека есть имя, фами­лия и отчество. Фамилия может быть одна у всей семьи, а имя и отчество у каждого человека свое. От какого слова произошло слово отчество? (Слово отчество про­изошло от слова отец.) От слова отец произошло и сло­во отчизна. Что значит родина? (Место, где человек ро­дился или живет.)

Зачем люди придумали имена и фамилии? (Если бы у нас не было имен, мы не знали бы, кому адресовано об­ращение. Если бы не было фамилий, человек не знал бы, к какому роду он принадлежит. Фамилия прибавляется к личному имени человека. Это наследственное семейное наименование. Фамилия принадлежит определенному роду. Каждый род имеет свое начало. В слове родина мы тоже слышим это коротенькое слово род.) Составлено ли родословное древо вашей семьи?

Скажи, кто ты. (Девочка, мальчик, ребенок, человек, сын, дочь, внук, внучка.) Назови свое имя. Каким лас­ковым именем называют тебя в семье? Какими еще лас­ковыми словами называют тебя твои близкие? Почему тебе дали такое имя? Что обозначает твое имя? Назови свое отчество. Назови имя и отчество членов своей се­мьи: мамы, папы, дедушки и бабушки. На кого из них ты похож? Чем отличаются дети от взрослых? Чем ты отличаешься от своих братьев и сестер?

Какая у вас семья? (Маленькая, большая, дружная, веселая, радушная, трудолюбивая, гостеприимная.) Ка­кие традиции есть в вашей семье? Как вы отмечаете праздники и дни рождения? Чем вы занимаетесь в вы­ходные дни? Как вы принимаете гостей? Ходите ли вы сами в гости? Все ли родственники живут в вашем горо­де? Ездите ли вы к ним в гости? Получаете ли вы от них письма? Пишете ли им сами?

Какая у тебя мама? Какой у тебя папа? За что ты их любишь? Кто из членов семьи уделяет тебе больше вни­мания? Кто отвечает на твои вопросы? Кто читает тебе книги? С кем тебе хочется оставаться дома? Как вы рас­пределяете домашнюю работу? Кто больше всех трудит­ся в вашей семье? Есть ли у тебя обязанности по дому? Как ты помогаешь маме? Как вы заботитесь друг о дру­ге? Обижаетесь ли вы друг на друга? Бывают ли в вашей семье ссоры? По какой причине? Просите ли вы проще­ния друг у друга? Бываешь ли ты непослушным? За что тебе бывает стыдно перед родителями? Приходилось ли тебе огорчать своих близких? Что значит быть послуш­ным? Что значит быть воспитанным? Что значит быть уважительным? Говорите ли вы друг другу комплимен­ты?

Когда в вашей семье говорят такие слова: будьте доб­ры, пожалуйста, извините, простите меня, доброе утро, добрый день, спокойной ночи, в добрый путь, будьте как дома, рады вас видеть?

Кому и когда вы говорите слова поздравляю, поздрав­ляем? Придумайте поздравления с праздником и днем рождения, используя слова желаю, желаем, дарю, дарим, люблю, любим.

Кем работают твои родители? Какую работу они вы­полняют? Был ли ты у них на работе и что ты там ви­дел? Чему ты хотел бы научиться у своих родителей?

Есть ли у вас дома животные? Как ты о них заботишь­ся? Можно ли назвать кошку или собаку членом семьи?

Какое заветное желание есть у вашей семьи? Что бы ты хотел пожелать членам своей семьи?

Что вы должны сделать, если почувствовали запах газа? (Нужно сообщить об этом взрослым, позвонить в газовую службу по телефону 04, поскорее выйти из квар­тиры на улицу.)

Что надо делать, если в квартире возник пожар? (Надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сказать об этом соседям и как можно быстрее поки­нуть помещение.)

Что надо сделать, если кому-то из членов семьи стало плохо или он потерял сознание? (Надо вызвать «скорую помощь» по телефону 03.)

Можно ли разговаривать по телефону с чужими людь­ми в отсутствие взрослых и сообщать что-либо о своей семье? Можно ли называть посторонним людям свой до­машний адрес и рассказывать что-либо о вашей жизни? Почему этого нельзя делать?

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите, о чем идет речь в каждом стихотворении.

МОЯ СЕМЬЯ

Задам себе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Мамуля, папа и сестра,
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок, лад
И чистота. А почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший — я.

В. Витка
 

* * *

Прожила на свете мама
Уж немало лет,

Никого дороже мамы

В целом мире нет.

Позже всех она ложится,

Раньше всех встает,

По дому весь день хлопочет,

Хоть и устает.

Ты живи на свете, мама,

Много, много лет.

Никого тебя роднее

В целом мире нет!

К. Тангрыкулиев

Пословицы и поговорки

Выучите наизусть пословицы и поговорки.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
Без корня и полынь не растет.
При солнышке тепло, при матери добро.

Категория: Страничка логопеда | Добавил: adora (12.12.2018)
Просмотров: 463 | Теги: «Семья», тема: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%