Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Страничка логопеда

Тема: Пища (Продукты питания)

Материал систематизирован по  лексическим темам, в которых пред­ставлен дидактический материал по ознакомлению с ок­ружающим миром, развитию речи у детей дошкольного возраста. Каждая лексическая тема содержит следующие разделы: психогимнастика; развитие мелкой мото­рики и координация речи с движением; формирование лексико-грамматического строя речи; игры со звуками, буквами и словами; развитие познавательных процессов; развитие диало­гической речи; стихи и загадки.

Основные  задачи, решению которых поможет этот материал:

— овладение лексико-грамматическими формами язы­ка как основой речи;

— формирование знаний об окружающем мире и роли человека в нем как о сложных и взаимосвязанных систе­мах;

— развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения);

— воспитание нравственно-этических чувств (доброты, чуткости, сострадания и сопереживания);

— воспитание основ экологической культуры и пра­вил безопасного поведения;

— воспитание эмоций и чувств (ощущения красоты окружающего мира и желания сохранить и преумножить ее; индивидуального отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах, переживаниях и практической дея­тельности);

— развитие творческих способностей.

Данный материал  предназначен для логопедов, воспитателей, а также родителей.

Тема: ПИЩА (Продукты питания)

Психогимнастика

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Представьте, что вы пробуете на вкус кислый лимон, сладкий чай, горький перец, соль, очень горячий суп и очень холодное мороженое, вкусную и невкусную пищу.

■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Покажите, как вы чистите лук, картошку, завариваете чай, наливаете чай в чашку, размешиваете сахар в чашке, делаете бутерброды.

■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ

«Печем пирожки»: месим тесто, лепим пирожки, ставим их в духовку, перекладываем горячие пирожки с противня на тарелку, а потом пробуем на вкус.

Изобразите масло, кипящее на сковородке; пирожок, который просит: «Съешь меня!»

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Игра «Угадайте, что я делаю». Один ребенок изображает действия мамы на кухне, остальные — отгадывают, а затем повторяют их.

Изобразите, как варят «суп из топора». «Попробуйте» его на вкус и покажите, понравился ли он вам.

Пластический этюд с использованием стихотворения «Простокваши дали Клаше». Изобразите жестами и мимикой сердитую, недовольную, а затем веселую и радостную Клашу.

Простокваши дали Клаше—
Недовольна Клаша:

— Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши!

Дали вместо простокваши
Каши нашей Клаше.

— Не хочу я просто каши,
Так — без простокваши!

Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей,
А поела — встала,
Спасибо не сказала.

Е. Благинина

Развитие мелкой моторики. Координация речи с движением

Выполняйте действия и движения руками и пальчиками в соответствии со смыслом текстов стихотворений.

На первые семь строк имитируем движения точильщика, проводя ладонью правой руки взад-вперед по ладони левой (с переворотом), на последующие строки — поочередно загибаем пальчики.

Точильщики

Точим,
Точим,
Точим нож!
Будет очень
Он хорош.

Будет резать он

Припасы:

Масло,

Сало,

Хлеб,

Колбасы,

Помидоры,

Огурцы...

Угощайтесь, молодцы!

О. Дриз

Четыре пальца лежат на столе, указательный —приподнят. Называемые пальчики поочередно соприкасаем с большим.

— Пальчик,
Пальчик,
Непоседа,
Где ты бегал,
Где обедал?

— Я с мизинцем
Ел калинку,

С безымянным

Ел малинку.

Ел со средним

Землянику.

С указательным —

Клубнику.

— Братец, принеси дрова!

— Заболела голова!

— Средний, ты наколешь дров?

— Я сегодня не здоров!

— Ну, а ты затопишь печку?

— Ой, болит мое сердечко!

— Ты, меньшой, свари обед!

— У меня силенок нет!

— Что же, сделаю все сам,
Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?

— Мы уже здоровы!

И. Лопухина

Формирование лексико-грамматического строя речи

■ АНТОНИМЫ

Подберите близкие по значению слова — «слова-приятели».

еда — пища, кушанье, продукты питания

■ АНТОНИМЫ

Придумайте слова с противоположным значением — «слова-неприятели».

полезный — вредный
холодный — горячий
пресный — соленый
постный — жирный
густой — жидкий
свежий — черствый
снять — поставить
поднести — унести

насыпать — высыпать
налить — вылить
рассыпать — собрать
наполнить — опустошить
крупно — мелко
всмятку — вкрутую
полезно — вредно

Какого слова не хватает? Дополните предложения.

Молоко жидкое, а сметана (густая).
В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод — пить (горячий) чай.

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ

О чем можно сказать свежий? (Хлеб, ветер, батон, номер журнала.)

О чем можно сказать горячий? (Чай, воздух, чайник, утюг, человек.)

Что можно чистить? (Кастрюлю, сковороду, картошку, обувь, дорогу от снега.)

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в родственных словах? Исключите лишнее слово.

хлеб, хлебница, хлебный, рогалик

сахар, сахарница, засахаренный, конфета
сладость, сластена, сладкий, подсластить, сливки

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Скажите ласково.

хлеб — хлебушек
булка — булочка
пряник — пряничек
творог — творожок
сыр — сырок

конфета — конфетка
колбаса — колбаска
жидкий — жиденький
свежий — свеженький
горячий — горяченький

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Составьте новое слово из двух.

человек, который печет хлеб (хлебопек)

продукты из рыбы (рыбопродукты)

мучные изделия — хлеб и булки (хлебобулочные)

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Дополните предложение.

Чай сладкий, варенье еще слаще, а мед (самый сладкий).

Кисель густой, йогурт еще гуще, а тесто для пирогов (самое густое).

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

печь — запечь, испечь, выпечь
есть — съесть, поесть
жарить — пожарить, поджарить,
пережарить, зажарить

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — много».

один батон — батоны — много батонов

одна булка — булки — много булок

одна сушка — сушки — много сушек

одна ватрушка — ватрушки — много ватрушек

одно пирожное — пирожные — много пирожных

одно яйцо — яйца — много яиц

Ответьте на вопросы.

Без чего не испечешь хлеб? (Без муки.)
Без чего не сваришь кашу? (Без крупы.)

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словом пирожок.

Ок-ок-ок, вот румяный (пирожок).
Ка-ка-ка, съешь кусочек (пирожка).
Ку-ку-ку, дочка рада (пирожку).
Ком-ком-ком, попьем чаю с (пирожком).
Ке-ке-ке, вкусная начинка в (пирожке).

Сочините чистоговорки со словами батон, пирог, шоколад, сушка, творог.

Ответьте на вопросы.

Повару на обед надо приготовить котлеты.
Из чего можно сделать фарш? (Фарш можно сделать из мяса.)

Без чего котлеты будут невкусными? (Котлеты будут невкусными без лука и соли.)

На чем жарят котлеты? (Котлеты жарят на сковороде.)

Без чего нельзя поджарить котлеты? (Котлеты нельзя поджарить без масла.)

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких продуктах питания можно сказать мой? (Хлеб, батон, рогалик, пирог, кефир, творог, сыр, йогурт.)

О каких продуктах питания можно сказать моя? (Каша, колбаса, сметана, сосиска, сарделька.)

О каком напитке можно сказать мое? (Какао, молоко.)

О каких продуктах питания можно сказать мое? (Печенье, пирожное, мороженое, пюре.)

О каких сладостях можно сказать мои? (Конфеты, вафли, пирожные, пряники.)

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

Сосчитайте.

три (йогурта)
пять (тортов)
семь (конфет)

четыре (сушки)
два (пирожных)
три (мороженых)

Подберите слова.

жареный (картофель, лук, баклажан, пирожок)
жареная (рыба, колбаса, сосиска)
жареное (мясо, сало)
жареные (котлеты, пирожки, пончики)
вкусное (мороженое, пирожное, молоко)
вкусные (конфеты, макароны, пироги, вафли)
пересоленный (суп, борщ, салат)
размороженная (рыба, говядина)
прокисшее (молоко)

испеченные (батоны, булки, рогалики, сушки)

Имя прилагательное

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

Подберите четыре слова.

сыр (какой?) (соленый, круглый, полезный, твердый)

торт (вкусный, бисквитный, песочный, сладкий, рассыпчатый)

конфета (какая?) (сладкая, вкусная, шоколадная, мягкая)
каша (молочная, манная, гречневая, пшенная)
мороженое (какое?) (холодное, вкусное, сладкое, шоколадное)

пюре (картофельное, свежее, горячее)

булочки (какие?) (свежие, горячие, мягкие, ароматные)

пряники (медовые, рассыпчатые, шоколадные, черствые)

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я взбиваю, замешиваю, пеку, ем.)
Что мы делаем? (Мы взбиваем, замешиваем, печем, едим.)
Спросите у друга. (Ты взбиваешь, замешиваешь, печешь, ешь?)

Скажите обо мне, что я делаю. (Вы взбиваете, замешиваете, печете, едите.)

Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) взбивает, замешивает, печет, ест.)

Что они делают? (Они взбивают, замешивают, пекут, едят.)

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Наши просьбы, пожелания и советы.

Мама, свари, пожалуйста, кашу.

Налей, пожалуйста, мне киселя.
Мойте руки перед едой!

Храните молочные продукты в холодильнике!
Не ешьте горячую пищу!
Не пейте горячий чай!
Кушайте, гости дорогие!

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

Исключите лишнее слово.

Как можно сварить яйца? (Вкрутую, всмятку, натощак.)
Нарежем овощи для салата (мелко, крупно, жидко).
Кушать на ночь (вредно, полезно).

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Какой предмет лишний? Выделите предмет, который отлича­ется от других по какому-либо признаку.

сыр, масло, бидон, молоко колбаса, сосиски, сметана, сардельки сыр, сало, масло, кефир пирожное, булочка, каша, пирожок

Ответьте на вопросы.

Что общего между котлетой, беляшом и рыбой? (Их жарят на масле.)

Что общего между снегом, сахаром и солью? (Они име­ют белый цвет и растворяются в воде.)

Какая связь существует между этими предметами?

вода — чайник

кофе — кофейник

лук — нож

котлета — вилка

суп — тарелка

сахар — сахарница

масло — масленка

селедка — селедочница

(В чайнике кипятят воду. Масло хранится в масленке. И т. д.)

Категория: Страничка логопеда | Добавил: adora (29.11.2018)
Просмотров: 9 | Теги: питания), пища, (Продукты, тема: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
12.12.2018
Версия
Вход
Отзывы
Поиск
Меню сайта
Новости
Полезные сайты
Погода
Яндекс.Погода
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%