Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Страничка логопеда

Тема: "Дом"

Психогимнастика

■ ВЫРАЖЕНИЕ  ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО  И  ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ

Выразите чувство радости: наконец-то мы вернулись домой из дальнего путешествия. Вы выполняли очень тяжелую домашнюю работу, покажите состояние усталости. Представьте, что вы стоите на крыше небоскреба. Что вы при этом чувствуете? Покажите, как вы удивились, увидев жилище эскимосов из снежных глыб (иглу).

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Изобразите подъемный кран, груженый самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель и другие инструменты. Покажите функциональное назначение инструментов: пилы, топора, молотка, дрели и т. д.

Изобразите дом, покинутый хозяевами; старую избушку; дом, в который въезжают новоселы, и т. д.

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Представьте, что мы — строители. Наливаем краску в ведро, красим стены, ставим лестницу к стене, поднимаемся по лестнице, забиваем гвозди молотком, сверлим дырки дрелью, вставляем стекла в рамы, проводим электропроводку, открываем и закрываем замок.

Передайте движением, мимикой и позой общение каменщика и крановщика, экскаваторщика и водителя самосвала.

Угадайте, что он делает. (Один ребенок показывает действия строителей, а другие — угадывают.)

Обыгрывание выражения «строить воздушные замки». Попробуйте себе представить замок, в котором жили король и королева, принц и принцесса. Нарисуйте пальчиками в воздухе воображаемый замок и расскажите, что вы рисуете.

Развитие мелкой моторики. Координация речи с движением

Выполняйте действия и движения пальчиками рук в соответствии со смыслом текстов стихотворений, выражая мимикой свое отношение к происходящему.

ПАЛЬЧИКИ-СТРОИТЕЛИ

Пальчики-мальчики, вы — строители!
На стройке поработать не хотите ли?
Этот пальчик цемент и песок засыпает.
Этот воду туда добавляет.
Этот включает бетономешалку,
Чтобы раствор был похож на сметанку.
На этот раствор кирпичи по линейке
Каменщик уложит. Получится стенка.
Кровельщик крышу покроет железом.
Там высоко, мы туда не полезем.
Вот — штукатур. Он выровнял стены.
Маляр постарался — покрасил панели.
Электрик свет уже включил,
Сантехник воду подключил.

Осталось только подать газ —
Прекрасным будет дом у нас.
Новоселье отпразднуем в эту субботу.
Спасибо, строители, вам за работу!

Формирование лексико-грамматического строя речи

■ СИНОНИМЫ

Назовите слова, близкие по значению к словам жилье, большой, красивый, строить.

жилье — дом, квартира, кров, приют, обитель, пристанище

большой — огромный, большущий, громадный
красивый — прекрасный, великолепный, интересный
строить — отстраивать, сооружать, возводить, воздвигать

■ АНТОНИМЫ

Назовите слова с противоположным значением — «слова-неприятели».

порядок — беспорядок
уют — запущенность
чистота — грязь
старый — новый
прочный — ветхий
старинный — современный
многоэтажный — одноэтажный

наружный — внутренний
строить — разрушать
забивать — выдергивать
прибить — оторвать
высоко — низко
внутри — снаружи
красиво — некрасиво

Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.

Старый дом разрушили, а новый — построили. Снаружи стены красят, а внутри — клеят обоями.

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ  СЛОВ

Познакомьтесь со значением слов окно, ключ, жилище, луковица.

Окно. (Окно в доме, окно в мир, окно в природу.)

Ключ. (Скрипичный ключ на нотном стане у музыкантов; ключ, которым открывают замок; ключ к шифру; гаечный ключ; ключ — вода, бьющая из-под земли.)

Жилище. (Жилище человека, домашних и диких животных.)

Луковица. (Шаровидный церковный купол, головка чеснока или лука, подземная часть некоторых растений.)

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Повторите родственные слова. Найдите лишние слова.

стройка, строитель, строение, строительный, строят, странник, здание

дом, домик, домишко, домище, домовой, домработница, домашний, дорога

бревно, бревнышко, бревенчатый, бренчит

жилье, жилец, жилплощадь, жилой, жить, жидкий

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Имя существительное

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Образуйте новые слова. Какая часть добавилась к словам терем, дом, стена?

терем — теремок, теремочек
стена — стенка, стеночка
дом — домик, домишко, домище, домина
комната — комнатка, комнатенка
новый — новенький, новехонький
красивый — красивенький, красивейший
светлый — светленький
уютный — уютненький

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Какие два слова «спрятались» в одном?

небоскреб — небо скребет
многоэтажный — много этажей
землекоп — землю копает
многоквартирный — много квартир
одноэтажный — один этаж
однокомнатная — одна комната
пятиэтажный — пять этажей
трехкомнатная — три комнаты

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

прочный — прочнее — самый прочный (прочнейший)
старинный — стариннее — самый старинный (стариннейший)

новый — новее — самый новый (новейший)
старый — старее — самый старый (старейший)

Выберите правильный ответ.

Пятиэтажный дом выше девятиэтажного. Пятиэтажный дом ниже девятиэтажного.

Самый высокий из домов — небоскреб. Самый низкий из домов — небоскреб.

Дополните предложения.

В нашем городе открыли новое (кафе.) Еще новее —(магазин). Старейшее на нашей улице здание — (школа).

Ответьте на вопросы.

Что легче — дерево или кирпич?

Какой строительный материал самый легкий — пластик, камыш или дерево?

Какой строительный материал прочнее — глина или кирпич?

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

Строить — построить, выстроить, перестроить, отстроить, устроить.

Крыть — открыть, закрыть, перекрыть, укрыть.

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — много».

дом — дома — много домов
квартира — квартиры — много квартир
лоджия — лоджии — много лоджий
кирпич — кирпичи — много кирпичей
дача — дачи — много дач

Без чего не бывает дома? (Без стен, окон, дверей, крыш, потолков и т. д.)

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словами балкон, дворец, замок.

Ок-ок-ок, на столе лежит (замок).
Ка-ка-ка, ключик нужен для (замка).
Ку-ку-ку, ключик подбери к (замку).
Ок-ок-ок, Ане не закрыть (замок).
Ком-ком-ком, наша дверь под (замком).
Ке-ке-ке, вот уж домик на (замке).

В каких жилищах живут разные народы?

русские — (в избах)
эскимосы — (в иглу)
украинцы и гуцулы — (в хатах)
чукчи — (в ярангах)
кавказцы — (в саклях)
ненцы — (в чумах)
монголы — (в юртах)
индейцы — (в вигвамах)
вьетнамцы — (в хижинах)

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких зданиях, частях дома и строительных инструментах можно сказать мой, твой, наш, ваш, ее! (Дом, этаж, балкон, ключ, дворец, замок, топор, рубанок.)

О чем можно сказать моя, твоя, наша, ваша? (Избушка, хата, квартира, дача, комната, ванна, веранда.)

О чем можно сказать мое, твое, наше, ваше, его, их? (Здание, строение, жилье, окно, сверло.)

О чем можно сказать мои, твои, наши, ваши, их? (Дома, ключи, двери, окна, стены.)

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

Подберите нужные слова.

деревянные (полы, плинтусы, косяки)
деревянная (рама, доска)
стеклянные (окна, лампочки)
кирпичные (стены)

Имя прилагательное

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

Назовите три слова.

Небоскреб (какой?) (высокий, огромный, громадный).
Крыша (какая?) (черепичная, железная, плоская).
Окно (какое?) (большое, широкое, прямоугольное).
Замки (какие?) (старинные, великолепные, красивые).

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, МЕСТОИМЕНИЯМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

Найдите словам пару.

коридор
стена
дверь
дом

многоэтажный
деревянная
узкий

кирпичная

Какое слово не подходит?

Два высотных дома, здания, чума.

Три старинных замка, кремля, дворца, киоска.

Дополните слово.

моя деревянная (дача)
мой камышовый (шалаш)
мои городские (квартиры)
окрашенные (стены)
отклеившиеся (обои)
отремонтированный (дом)
работающий (кран, каменщик)
развалившаяся (избушка, стена)

Глагол

Ответьте на вопросы.

Что ты умеешь делать строительными инструментами? (Я умею пилить доску пилой. Я умею красить пол кисточкой.) Чего ты не умеешь делать? (Я не умею забивать гвозди молотком. Я не умею белить. Я не умею строгать доску рубанком.)

Что делал кровельщик на крыше? Что провел электрик в доме? Что делали сварщики? Что будет делать водопроводчик в доме? Что сделает маляр? Что сделали строители?

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Подберите три слова.

Что я делаю? (Я поднимаю, строю, крашу.)
Спроси у друга. (Ты строишь, красишь, пилишь?)
Что он (-а) делает? (Он (-а) строит, красит, строгает.)
Что вы делаете? (Вы строите, красите, чертите.)
Что мы делаем? (Мы строим, красим, подвозим.)
Что они делают? (Они строят, красят, пилят.)

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

Подумайте и ответьте.

Как вы понимаете такую пословицу: Сделали наспех, курам — на смех!

Что значит сделать наспех, второпях? Как строители должны строить дома? (Хорошо, добротно, красиво.)

Как работают строители? (Слаженно, дружно.)

Как закрываются в доме окна? (Наглухо.)

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Наши просьбы и пожелания.

Представь, что ты каменщик. Какую команду ты дашь крановщику? (Опускай! Поднимай!)

С какой просьбой ты можешь обратиться к строителям и малярам? (Стройте, пожалуйста, быстрее. Красьте, пожалуйста, аккуратно.)

Игры со звуками, буквами и словами

Узнайте слова по первому и последнему звуку. Все предметы, которые вы должны угадать, можно встретить в доме.

Какое это слово, если в нем первый звук л', последний — т. (Лифт.) В слове первый звук б, последний — н. (Балкон.) Первый звук к, последний — а. (Комната, крыша.)

Угадайте слово. В слове есть согласные звуки д, м. Какое это слово? (Дом.) В слове есть согласные звуки х, т. (Хата.) В слове есть согласные звуки з, б. (Изба.)

В названии строительной машины есть один гласный звук — а? Что это? (Кран.) В слове один гласный звук о. (Пол.) В слове два гласных звука—у, а. (Ручка, труба.)

Составьте слова из «рассыпанных» звуков: а, р, а, м (рама), а, н, в, н, а (ванна), а, к, р, а (арка).

Узнайте слова по первому и последнему слогу.

В слове три слога, первый слог — ком, последний — та. Какое это слово? (Комната.)

В слове два слога, последний слог — на. (Стена.)

В слове первый слог — фор. (Форточка.)

Составьте слова из перепутанных слогов: и-тель-стро (строитель), щик-свар (сварщик), щик-нов-кра (кранов­щик).

Замените в словах звери, лама, тучка, вол, вата один звук (одну букву). Какие новые слова получатся? (Две­ри, рама, ручка, пол, хата.)

«Слово в слове». Какие новые слова «спрятались» в словах порог (рог); раковина (рак, вина); луковица (лук); канализация (лаз, зал, канал, Лиза); розетка (роза, ток, кот); плотник (кит, ток, кино, плот).

Развитие познавательных процессов

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Узнайте на ощупь строительные материалы: песок, де­рево, пластмасса, кирпич, металл, обои и др.

Путешествие по комнате. Какие запахи можно ощу­тить в вашей квартире? Какие строительные материалы имеют запах?

Послушайте звуки дома и своей квартиры.

Рассмотрите иллюстрации с изображением домов. Поче­му высотный дом, расположенный вдали, кажется ниже одноэтажного дома? Какие части дома расположены вни­зу? Что находится вверху, внизу? Нарисуйте план своей квартиры или дома.

Выполните следующие команды. Встаньте так, чтобы окно было справа, а стенка — слева. Скажите, что у вас впереди, а что — сзади?

Можно ли построить кирпичный дом за один день?

Почему нельзя этого сделать? Для возведения каких строений не потребуется много времени? (Для сбора юрт, чумов, иглу, хижин и т. д.)

Какие работы выполняются строителями сначала, а какие — потом?

Так бывает или нет: маляр покрасил стенку, а камен­щик потом ее сложил; кровельщик залил крышу биту­мом, а потом на нее поставил стены?

Чем доски были прежде? (Бревном, деревом.)

Чем раньше был кирпич? (Песком, водой и глиной.)

Во что могут превратиться дома после их разрушения? (В развалины, руины, обломки, крошки и пыль.) Какие строительные материалы впоследствии могут стать почвой? (Дерево, бамбук, камыш и др.)

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Составьте дом из геометрических фигур разного цвета.

Уточните, какого цвета стены, двери, крыши и другие части дома. Какие геометрические фигуры использованы для «постройки» дома? Вырежьте из цветной бумаги и наклейте дома разных конструкций и разной высоты.

Постройка домика по образцу.

Составление домов из геометрических фигур по задан­ному образцу.

Какая новая деталь появилась?

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯ­ЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

Объедините в пары две группы слов.

стена

пол     

подоконник

окно

потолок

дверь

ковер

ключ

картина

пианино

цветы

занавеска

люстра

Например: потолок — люстра, стена — картина, пол — ковер.

Что общего между гнездом, конурой, домом, ульем, дуплом, норой и скворечником? (Это разные виды жи­лья живых существ.) Батареей, солнцем, печкой и кост­ром? (От них исходит тепло.) В чем их отличие?

Чем похожи окно, дверь, диван, пол; стена, шкаф, потолок? (Они имеют прямоугольную форму.)

Какой предмет лишний?

Из ряда названных предметов исключить один, отли­чающийся каким-либо признаком от других. Потолок, шкаф, крыша, дверь, окно. Что между ними общего? (Они имеют прямоугольную форму.)

Подбери слову пару.

кровельщик

стекольщик

маляр

электрик

каменщик

столяр

свет

панели стены

окна

крыша

полы

Например: кровельщик — крыша, стекольщик — окна, маляр — стены.

Игра «Хуже — лучше». Что лучше — дерево или кир­пич? Большие или маленькие окна? Круглая или прямо­угольная дверь? Дом с балконом или без балкона? Жить на первом или последнем этаже? Ходить по крашеным или некрашеным полам? Иметь или не иметь соседей?

Игра «Можно — нельзя». Можно ли детям одним вы­ходить на балкон? Протирать пыль? Открывать самим окна? Держать дверь обратной стороны, когда кто-либо из детей пытается ее открыть? Мыть в доме полы? Си­деть на подоконнике?

Игра «Разрешено — запрещено». Что вам делать в до­ме разрешено, а что — запрещено? Подумайте и скажите по одному предложению.

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы.

Какой один общий дом есть у всех людей? (Планета Земля.) Почему мы называем ее домом? Для кого еще она является домом? Всегда ли люди жили в домах? (Не всегда. Есть племена, у которых нет домов даже в наши дни.) Строили ли себе дома первобытные люди? (Перво­бытные люди не умели строить дома. Они жили в пеще­рах и лесах.)

Как называется жилье у разных народов? Какие мате­риалы используют люди для строительства своих домов? Из чего строят дома в деревне, в городе, на севере, на юге, в Африке, в Америке и т. д.? Почему люди строят дома из разных материалов? Какой материал не горит в огне? Какие строительные материалы очень огнеопасны? (Дерево, пластик, краски и др.) Какие дома чаще встреча­ются в городе? Почему у кочевников нет постоянных до­мов? Могут ли постоянно жить в снежных иглу канад­ские эскимосы? Почему японцы строят очень легкие дома? Почему некоторые народы используют для строительства жилья тростник и листья пальмы, а не другой материал?

Кто построил твой дом? Люди каких профессий уча­ствовали в его строительстве? Какие машины облегчают труд людей, строящих дома? Какими инструментами пользуются люди при постройке дома?

В каком доме ты живешь — деревянном, панельном, блочном, кирпичном, многоэтажном или одноэтажном? Что занимает ваша семья — дом или квартиру? Сколько наружных стен в твоем доме? Сколько подъездов в твоем доме? Сколько этажей в твоем доме? На каком этаже ты живешь? Сколько квартир на вашей лестничной площад­ке? Есть ли в вашем доме водопровод и ванна? Какие правила безопасности нужно соблюдать при пользовании водой? Что значит: «Экономьте воду и берегите тепло»? Как вы заботитесь о чистоте своего жилья? Чего нельзя делать в подъезде и лифте? Уважительно ли вы относи­тесь к своим соседям?

Зачем в доме окна? Сколько окон в вашей квартире? Что нужно делать, чтобы в доме был свежий воздух? Какие правила безопасности нужно соблюдать при откры­вании и закрывании дверей и окон?

Как поступить в такой ситуации: с тобой в подъезд вошел незнакомый человек. Поедешь ли ты с ним на лифте? Будешь ли ты открывать дверь своей квартиры, если он стоит рядом? В дверь позвонил незнакомый че­ловек — открыть или не открыть? Почему нельзя откры­вать дверь незнакомым людям?

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите, о чем говорится в каждом стихотворении. Выучите понравившееся стихотворение.

КРАНОВЩИК

Высоко под небом синим
Крановщик сидит в кабине.
Он опустит крюк огромный
И поднимет блок бетонный.
Он поднимет к небу блок,
Как картонный коробок.

В. Степанов

КРОВЕЛЬЩИК

То не град, то не гром —
Кровельщик на крыше.
Бьет он громко молотком —
Вся округа слышит.
Он железом кроет дом,
Чтобы сухо было в нем.

В. Степанов

НОВОСЕЛЬЕ

Едет, едет грузовик,
Грузы он возить привык.
Вот везет он и сейчас
То, что быть должно у нас:
Стулья, стол, кровать, буфет,
Этажерку, табурет,
Телевизор, пианино

И стиральную машину...
Даже ящик для газет!
Будут рядом в доме жить,
Жить, дружить и не тужить:
Академик, и монтер,
И механик, и шофер,
И писатель, и столяр,
И художник, и маляр...
Так живет одной семьей
Весь народ наш трудовой!

А. Бродский

СКОРОГОВОРКА

Дворник дверь два дня держал:
Деревянный дом дрожал.
Ветер дергал в доме дверь,
Дворник думал — это зверь!

Г. Лагздынь

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
В этой башне мы живем.
И она зовется ... (дом).

Я несу в себе водицу,
Нам водица пригодится,
Можно мыться без хлопот,
Если есть ... (водопровод).

Сторож он известный,
Сторож он чудесный.
Молча он, а не крича
В дом не пустит без ключа. (Замок)

Категория: Страничка логопеда | Добавил: adora (29.03.2019)
Просмотров: 571 | Теги: Дом, тема: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%