Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Страничка логопеда

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста и их родителей

Каждая мамочка, бабушка, папа мечтают, чтобы их ребёнок как можно раньше овладел необходимым для человечества дарам – это речью. Очень важно, чтобы малыш с юных лет мог почувствовать красоту и звучность родного слова, полюбил его, проникнуть в его внутренний мир, научился говорить ясно и понятно.

Надо разговаривать с ребёнком, Рассказывать ему интересные истории, сочинять вместе с ним сказки, стихи, загадки. Произносить вслух интересные слова, поясняя их смысл. Спрашивать, что он слышит в том или ином слове.

И ребёнок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов, фраз, научится играть со словами, станет сочинять и САМ начнёт открывать громадный мир звучащего русского слова.

Я предлагаю занимательные словесные игры для родителей, ведь игра для ребёнка – это основной вид деятельности.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть без специального оборудования: на улице, в машине, на даче и т. д. Игра с ребёнком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит и ваш интерес к владению бесценным даром слова.

Итак, в путь, в мир увлекательных игр, а от игры – к знаниям!

1. «Только это»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет обобщающею тему. Игроки по череде называют слова, согласно выбранной теме. Кто не подбирает слова, выходит из игры. Кто назовёт больше всех слов – выигрывает.

Например:

• Нужно называть только круглые слова :обруч, мяч, яблоко.) Только сладкие слова: торт, крем, мороженое, халва…

• Только тёплые слова: шарф, батарея, печка, шуба…

2. «Цепочка ассоциаций»

Могут играть двое и более человек. Первый называет любое слово, например: «Праздник», и спрашивает у игрока, что он представляет себе, когда слышит это слово? Первый игрок говорит: «Подарки», второй: «Шары», «Клоуны» и. т. д.

• Исходные слова могут быть разные: «Море», «Лето», «Лес»

3. «Испорченный телефон»

Могут играть двое и более человек. Взрослый называет, какое либо слово, например, «машина». И спрашивает ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Второй игрок называет какое либо слово, по смыслу подходящее предыдущему, например, «дорога» («каток», «колёса», «колобок» и т. д.)

Например: «Река – вода – корабль – моряк – танкист» и т. д.

4. «Я артист»

Могут играть двое и более человек. Взрослый рассказывает, что он артист в театре играет определённую роль. Роли могут быть разнообразные. Это и животные, и предметы, и явления. «Артист» от имени взятой на себя роли рассказывает всем участникам о себе. Участники игры внимательно слушают «артиста», а потом задают наводящие вопросы, которые помогают угадать, что за роль он играет. Кто угадывает роль, становится «артистом»

• Например, «Я большой и мягкий. Бываю разного цвета. Меня часто бьют, а потом топчут. (Ковёр)».

• Или: «Я бываю сильным и слабым. Мне подчиняются деревья, кусты, травы и даже моря. Летом меня часто зовут, и даже делают сами.. (Ветер)»

5. «Скажи наоборот»

Могут играть двое и более человек. Ведущий бросает мячик игрокам и одновременно произносит слово, например: «Высокий». Ребёнок ловит мяч и возвращает его ведущему, произнося слово противоположного значения: «Низкий». Затем игроки по очереди меняются ролями.

6. «Расскажи какой – какая?»

Могут играть двое и более человек. Взрослый может сказать слово или показать его на картинке. Участники должны к этому слову подобрать как можно больше определений. За каждый правильный ответ они получают фишки. У кого больше окажется фишек, тот и победитель. Если играют двое, взрослый так же отвечает по очереди и берёт себе фишку.

Например:

• Трава – какая? (высокая, сочная, зелёная)

• Машина – какая? (грузовая, синяя, игрушечная, железная)

• Яблоко –какое? (зелёное, спелое, сочное, червивое.)

7. «Расскажи что делает?»

Могут играть двое и более человек. Взрослый может сказать слово или показать его на картинке. Участники должны к этому слову подобрать как можно больше действий. За каждый правильный ответ они получают фишки. У кого больше окажется фишек, тот и победитель. Если играют двое, взрослый так же отвечает по очереди и берёт себе фишку.

Например:

• Что делает медведь? (сосёт лапу, ест, купается, рычит, ходит, ловит, плавает)

• Что делает листик? (висит, падает, растёт, желтеет)

8. «Кто больше»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет звук: (А,М,Т.) Игроки по очереди подбирают слова, которые начинаются на заданный звук. Выигрывает тот, кто больше назовёт слов.

9. «Я поэт»

Могут играть двое и более человек. Взрослый говорит слова, а играющие должны подобрать к ним рифмы. За каждую придуманную рифму, ребёнок получает фишку. У кого больше окажется фишек, тот и победитель.

• Например: Журавли – корабли, рог – пирог, планета –газета, будка –дудка, котята –ребята, белый –смелый.)

10. «Фантазёры»

Могут играть двое и более человек. Ведущий задаёт игрокам ситуацию, из которой они должны найти выход, высказав свою точку зрения. Кто придумает самую фантастическую версию становится победителем и ведущим.

• Например: Что будет, если на земле исчезнут все дороги?

(Ответы: Люди будут только летать. Будут ходить по тропинкам.)

Вопросы: Что произойдёт? Чем это можно заменить? А если у тебя был цветик – семицветик? Ковёр –самолет? Шапка –невидимка? Живая вода…

11. «Кто первый?»

Могут играть несколько человек. Игроки выстраиваются в шеренгу. Ведущий просит называть слова на определённую тему. По очереди каждый играющий выговаривает по слогам своё слово, делая на каждый слог один шаг. У кого слова будут длиннее, тот быстрее доберётся до ведущего.

• Например: Тема «Овощи». Дети подбирают слова: го-рох, по-ми-дор, о-гу-рец, кар-то-фель, пет-руш-ка и т. д.

12. «Звук, свет, вода»

Могут играть несколько человек. Ведущий раздаёт три карточки: красную – это звук, синею – это вода, жёлтую – это свет. Три игрока или три команды получают свою карточку. По очереди они называют слова, которые связаны с их карточкой, подходят по смыслу. Получают за каждый ответ фишки. У кого больше наберётся фишек, тот и победитель.

Например:

• Звук –это телефон, комар, барабан, радио…

• Свет – это лампа, молния, солнце, луна, спички, свеча.

• Вода –это река, роса, лёд, снежинка, болото….

13. «Краски»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет цвет. Игроки по очереди на этот цвет называют слова. За правильные ответы могут получать фишки. Побеждает тот, кто больше назовёт слов и получит фишек.

Например:

• Оранжевый – апельсин, заря, морковка…

• Синий – море, чернила, слива, небо, туча…

Применяйте и используйте эти игры с Вашими Чадами с удовольствием, инициативой, положительными эмоциями, отличным настроением и только тогда высокий результат чёткой, чистой, обширной, синонимичной речи не заставит себя долго ждать. Гордитесь своими детками с раннего возраста!

Категория: Страничка логопеда | Добавил: adora (22.04.2019)
Просмотров: 328 | Теги: возраста, игры, их, для, родителей, детей, Старшего, дошкольного, речевые | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%