Чтение – это воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного (так называемого графического) изображения.
При подготовке детей к школе взрослым важно помнить, что не звук является названием буквы, а наоборот – буквы (графемы) придуманы для обозначения звуков (фонем), буква – это значок звука, его графический образ.
Формируется чтение на базе устной речи и повторяет все имеющиеся у ребёнка недостатки произношения, словарного запаса, грамматического строя и пр. Рассмотрим главные трудности обучения чтению детей старшего возраста.
Первая трудность – нарушение звукопроизношения.
Если вместо «МАША ЕЛА КАШУ» ребёнок произносит «МАСЯ ЕВА КАСЮ», то именно так он и прочтёт, следовательно, вместо чтения мы получим стойкое закрепление дефектов произношения. В данном случае работает только один совет – как можно быстрее нормализовать устную речь ребёнка с помощью логопедических занятий. Не торопиться с чтением, а к изучению букв приступать, пользуясь консультациями логопеда.
Вторая трудность – ребёнок не может запомнить и путает похожие по написанию буквы.
Как помочь в таком случае? Нужно заняться изучением каждой буквы по отдельности: обводить по контуру, раскрашивать, вырезать из бумаги, лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, крупы, бусинок, мастерить их из проволочки и т.д. Запоминанию зрительного образа буквы хорошо помогают рифмовки, в которых буква соотносится с похожим предметом. Например:
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
Третья трудность – неправильное называние букв на начальном этапе обучения чтению.
Называя буквы так, как положено в алфавите, дети получают сочетания звуков (БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ, ЭС, ЭН, ЭМ и т.д.). Соответственно при чтении они используют эти сочетания и не понимают, почему вместо слова «МАМА» получилось «ЭМ, А, ЭМ, А», а «КОТ» превратился в неизвестного зверя «КА, О, ТЭ».
Учите ребёнка называть букву именем звука, чтобы их слияние проходило легко и давало «живое слово»: «М, А, М, А» - «МАМА», «К, О, Т» - «КОТ».
Четвёртая трудность – механическое чтение.
Зная все буквы и называя их правильно, дети при чтении длинных слов (П, О, Д, У, Ш, К, А), забывают с чего начали и теряют смысл слова. Что делать? Учить послоговому чтению! При этом старайтесь, чтобы юные грамотеи читали нараспев, с протягиванием гласных (ПОО – ДУУШ - КАА, МАА – ЛИИ – НАА). Так у ребёнка намного быстрее появятся слитность и осознанность чтения.
Пятая трудность – начинающий чтец, увлечённый техникой, не сразу улавливает смысл предложения. Пытаясь понять прочитанное предложение, он снова и снова возвращается к его началу.
Добивайтесь понимания каждого читаемого слова, каждой фразы и текста в целом. Лучше несколько раз прочитать слово и понять его значение, чем, гонясь за скоростью, назвать все буквы в предложении и не уловить содержания. После чтения фразы, просите ребёнка повторить её целиком, а прочитанный рассказ или стихотворение предлагайте пересказать своими словами. Только так чтение станет сознательным, «смысловым», принесёт наибольшую пользу, а главное – удовольствие!
Рифмовки для запоминания
Знает Вова, знает Света: А похожа на ракету.
Нарисует эту букву и Андрей, и Аллочка,
Столбик влево, столбик вправо,
Посредине палочка.
А – начало алфавита, тем она и знаменита.
Два столбика наискосок, а между ними – поясок.
Буква У напомнит ушки у зайчонка на макушке,
У улитки рожки тоже так на букву У похожи.
Посмотри на колесо и увидишь букву О.
О похожа на кольцо и немного на яйцо.
В старом дереве дупло ну совсем как буква О.
Это - Э, с открытым ртом и огромным языком.
Страус эму рот открыл, букву Э изобразил.
- Эге-гей! – крикун кричит, изо рта язык торчит.
На калитку посмотри, чем она не буква И?
Между двух прямых досок, одна легла наискосок.
А бедняжка буква Ы ходит с палочкой, увы!
Буква Т стоит на крыше, телевизор в доме том,
Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.
Букву П в спортивном зале перекладиной назвали,
Ну-ка, милый, не ленись, подойди и подтянись!
На хоккее, на футболе буква П – ворота в поле.
К – два бревна стояли рядом,
Вдруг, один переломился и к другому прислонился.
С – села мышка в уголок, съела бублика кусок.
Полумесяц в небе тёмном буквой С повис над домом.
З не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка.
З – на эту букву посмотри, она совсем как цифра 3.
Эта буква широка и похожа на жука, и при этом, точно жук, издаёт жужжащий звук Ж-ж-ж-ж.
Три шипа, а снизу палка, чьи-то шины очень жалко!
Шины по шоссе шуршали, но шепнули Ш-ш-ш-ш и встали
Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
Ь – мягкий знак живёт беспечно, он без кепки ходит вечно.
Словно букву В Алёна держит трубку телефона.
Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге горбит спину буква Г.
Вот стоит, дымок пуская, домик – буква Д простая.
Е – Ева гребнем причесалась, в нём три зубчика осталось!
Буква Е передохнула, как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула – получилась буква Ё.
Букву Й зовут «И кратким», Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И, сверху галочку пиши.
Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш.
Р издалека видна: стоянка здесь запрещена.
Р – Похожа буква на топор! – воскликнуло полено.
- Дрожу от страха до сих пор, расколет непременно!
Взявшись за руки мы встали и на М похожи стали.
На букве Н я, как на лесенке, сижу и распеваю песенки!
Ф – с этой буквой на носу филин прячется в лесу.
Федя ходит руки в боки, значит, выучил уроки.
Х – забавная игрушка, деревянная вертушка.
Вот какая буква Ц с коготочком на конце.
Коготок-царапка, как кошачья лапка.
Да, вы правильно решили: Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
На расчёску Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам.
Из ведра не просто так нам воды напиться:
Нужен ковшик – твёрдый знак (Ъ), чтобы не облиться.
Чтобы О не укатилась, крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось: получилась буква Ю.
Я- бедняга с рюкзаком, путешествую пешком.
Успехов Вам и Вашему ребёнку!
По материалам журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 8, август 2013.
|