Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Страничка логопеда

Основные трудности при обучении дошкольников чтению и пути их преодоления

Чтение – это воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного (так называемого графического) изображения.

При подготовке детей к школе взрослым важно помнить, что не звук является названием буквы, а наоборот – буквы (графемы) придуманы для обозначения звуков (фонем), буква – это значок звука, его графический образ.

Формируется чтение на базе устной речи и повторяет все имеющиеся у ребёнка недостатки произношения, словарного запаса, грамматического строя и пр. Рассмотрим главные трудности обучения чтению детей старшего возраста.

Первая трудность – нарушение звукопроизношения.

Если вместо «МАША ЕЛА КАШУ» ребёнок произносит «МАСЯ ЕВА КАСЮ», то именно так он и прочтёт, следовательно, вместо чтения мы получим стойкое закрепление дефектов произношения. В данном случае работает только один совет –  как можно быстрее нормализовать устную речь ребёнка с помощью логопедических занятий. Не торопиться с чтением, а к изучению букв приступать, пользуясь консультациями логопеда.

Вторая трудность – ребёнок не может запомнить и путает похожие по написанию буквы.

Как помочь в таком случае? Нужно заняться изучением каждой буквы по отдельности: обводить по контуру, раскрашивать, вырезать из бумаги, лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, крупы, бусинок, мастерить их из проволочки и т.д. Запоминанию зрительного образа буквы хорошо помогают рифмовки, в которых буква соотносится с похожим предметом. Например:

У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

Третья трудность – неправильное называние букв на начальном этапе обучения чтению.

Называя буквы так, как положено в алфавите, дети получают сочетания звуков (БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ, ЭС, ЭН, ЭМ и т.д.). Соответственно при чтении они используют эти сочетания и не понимают, почему вместо слова «МАМА» получилось «ЭМ, А, ЭМ, А», а «КОТ» превратился в неизвестного зверя «КА, О, ТЭ».

Учите ребёнка называть букву именем звука, чтобы их слияние проходило легко и давало «живое слово»: «М, А, М, А» - «МАМА», «К, О, Т» - «КОТ».

Четвёртая трудность – механическое чтение.

Зная все буквы и называя их правильно, дети при чтении длинных слов (П, О, Д, У, Ш, К, А), забывают с чего начали и теряют смысл слова. Что делать? Учить послоговому чтению! При этом старайтесь, чтобы юные грамотеи читали нараспев, с протягиванием гласных (ПОО – ДУУШ - КАА, МАА – ЛИИ – НАА). Так у ребёнка намного быстрее появятся слитность и осознанность чтения.

Пятая трудность – начинающий чтец, увлечённый техникой, не сразу улавливает смысл предложения. Пытаясь понять прочитанное предложение, он снова и снова возвращается к его началу.

Добивайтесь понимания каждого читаемого слова, каждой фразы и текста в целом. Лучше несколько раз прочитать слово и понять его значение, чем, гонясь за скоростью, назвать все буквы в предложении и не уловить содержания. После чтения фразы, просите ребёнка повторить её целиком, а прочитанный рассказ или стихотворение предлагайте пересказать своими словами. Только так чтение станет сознательным, «смысловым», принесёт наибольшую пользу, а главное – удовольствие!

Рифмовки для запоминания

Знает Вова, знает Света: А похожа на ракету.

Нарисует эту букву и Андрей, и Аллочка,

Столбик влево, столбик вправо,

Посредине палочка.

 

А – начало алфавита, тем она и знаменита.

Два столбика наискосок, а между ними – поясок.

 

Буква У напомнит ушки у зайчонка на макушке,

У улитки рожки тоже так на букву У похожи.

 

Посмотри на колесо и увидишь букву О.

О похожа на кольцо и немного на яйцо.

В старом дереве дупло ну совсем как буква О.

 

Это -  Э, с открытым ртом и огромным языком.

Страус эму рот открыл, букву Э изобразил.

- Эге-гей! – крикун кричит, изо рта язык торчит.

 

На калитку посмотри, чем она не буква И?

Между двух прямых досок, одна легла наискосок.

 

А бедняжка буква Ы ходит с палочкой, увы!

 

Буква Т стоит на крыше, телевизор в доме том,

Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.

 

Букву П в спортивном зале перекладиной назвали,

Ну-ка, милый, не ленись, подойди и подтянись!

На хоккее, на футболе буква П – ворота в поле.

 

К – два бревна стояли рядом,

Вдруг, один переломился и к другому прислонился.

 

С – села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Полумесяц в небе тёмном буквой С повис над домом.

 

З не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка.

З – на эту букву посмотри, она совсем как цифра 3.

 

Эта буква широка и похожа на жука, и при этом, точно жук, издаёт жужжащий звук Ж-ж-ж-ж.

 

Три шипа, а снизу палка, чьи-то шины очень жалко!

Шины по шоссе шуршали, но шепнули Ш-ш-ш-ш и встали

 

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.

 

Ь – мягкий знак живёт беспечно, он без кепки ходит вечно.

 

Словно букву В Алёна держит трубку телефона.

 

Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге горбит спину буква Г.

 

Вот стоит, дымок пуская, домик – буква Д простая.

 

Е – Ева гребнем причесалась, в нём три зубчика осталось!

 

Буква Е передохнула, как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула – получилась буква Ё.

 

Букву Й зовут «И кратким», Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И, сверху галочку пиши.

 

Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш.

 

Р издалека видна: стоянка здесь запрещена.

Р – Похожа буква на топор! – воскликнуло полено.

- Дрожу от страха до сих пор, расколет непременно!

 

Взявшись за руки мы встали и на М похожи стали.

 

На букве Н я, как на лесенке, сижу и распеваю песенки!

 

Ф – с этой буквой на носу филин прячется в лесу.

Федя ходит руки в боки, значит, выучил уроки.

 

Х – забавная игрушка, деревянная вертушка.

 

Вот какая буква Ц с коготочком на конце.

Коготок-царапка, как кошачья лапка.

 

Да, вы правильно решили: Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.

 

На расчёску Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же!

Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам.

 

Из ведра не просто так нам воды напиться:

Нужен ковшик – твёрдый знак (Ъ), чтобы не облиться.

 

Чтобы О не укатилась, крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось: получилась буква Ю.

 

Я- бедняга с рюкзаком, путешествую пешком.

Успехов Вам и Вашему ребёнку!

По материалам журнала  «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 8, август 2013.                                                                        

Категория: Страничка логопеда | Добавил: adora (28.05.2018)
Просмотров: 389 | Теги: при, трудности, их, чтению, дошкольников, обучении, основные, преодоления, Пути | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
08.10.2018
Версия
Вход
Отзывы
Поиск
Меню сайта
Новости
Полезные сайты
Погода
Яндекс.Погода
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%