Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Страничка логопеда

"Использование физкультминуток в работе воспитателя и музыкального руководителя"

Специальное обследование детей, имеющих речевую патологию, свидетельствует о наличии у них особенностей в состоянии двигательной сферы. Это недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики рук  .  Исследования показали, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы .

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, предлагают использовать в системе коррекционной работы по преодолению речевой патологии в дошкольном возрасте такие авторы, как О.С.Бот, В.В. Цвынтарный, Т.А.Ткаченко. авторы используют пальцевые упражнения, сопровождая их речью детей, включая их в занятия логопеда или воспитателя как физ.минутки.

В результате многолетних наблюдений за 4 – 7 летними детьми, имеющими речевые нарушения, в процессе коррекционной работы убедились, что мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой, что дети с речевыми нарушениями нуждаются в специальных упражнениях для развития  качеств общей моторики, улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.

Физкультминутки включаются в занятия воспитателей,  музыкальных руководителей. В зависимости от возраста и от темы занятия их можно проводить один – два раза по 2 – 3 мин.

Условно физкультминутки можно  разделить на упражнения без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.

Среди движений без речевого сопровождения выделяются движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элементами йоги – гимнастики и психогимнастики. Проводятся они, как правило, на начальном этапе обучения с целью не только переключать детей на другой вид деятельности, но и организовывать их внимание не дисциплинарными методами, научить правильно и точно выполнять задания взрослых, когда одно задание предъявляется всем детям, при этом каждый ребенок должен воспринимать его как обращенное лично к нему.

Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обучения. Они могут сопровождаться звучанием музыки. Детям предлагается, сидя на своем месте за столм, положить голову на стол (на руки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим на мягком, пушистом облаке (образы могут быть и другими), которое качает и баюкает ласково, как мама; теплый ветерок нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение заканчивается словами: «Но вот подул прохладный ветер, и нам захотелось вернуться на землю».

Упражнения с элементами психогимнастики также проводятся в любом периоде обучения. Это могут быть задания на изображение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы. Для выражения гнева предлагается игра-этюд «Мальчики поссорились». Мальчики очень рассердились, они сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот – вот подерутся. Для выражения опасности предлагается этюд «Лисенок боится». Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода в ручье холодная, да и ручей очень глубокий.

Детям предлагается выполнить такие движения: поставить ногу вперед на носок, вернуть ногу на место, повторить это движение несколько раз, для большей выразительности можно имитировать встряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Для выражения внимания, интереса и сосредоточенности предлагается игра – этюд «Лиса охотится». Лиса вышла поохотиться, увидела мышку, моментально застыла в напряженной позе, мордочка у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно смотрят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный, дразнящий запах.

Такие упражнения проводятся с музыкальным сопровождением.

Упражнения с речевым сопровождением. Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекционных задач:

  • Снимать напряжение после изученного нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;
  • Развивать память, внимание, эмоции;
  • Содействовать развитию дыхания;
  • Закреплять произношение отдельных звуков речи;
  • Развивать просодическую сторону речи.

В текстах, используемых для физ.минуток  присутствуют веселые, забавные, озорные образы, которые воздействуют на эмоции, вызывают положительные чувства, что в конечном итоге помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов.

Для проведения физкультминуток используются игры разных народов, произведения устного народного творчества, при необходимости они адаптируются с учетом речевых возможностей детей.

При проведении физкультминуток музыкальному руководителю, воспитателю следует выбрать место, чтобы каждый ребенок видел его лицо, глаза, рот и мог повторять за ним мимические движения и артикуляцию. Музыкальный руководитель, воспитатель, в свою очередь, должен хорошо видеть каждого ребенка, чтобы оценить качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.

Многолетние наблюдения показали, что дети с речевыми нарушениями в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносятся в самостоятельную игровую деятельность.

Физкультминутки предупреждают переутомление дошкольников, служат средством эмоциональной разрядки, снимают статическую нагрузку, раскрепощают моторику и речь детей, позволяют достичь наибольшего коррекционно – обучающего эффекта.

Категория: Страничка логопеда | Добавил: adora (01.12.2015)
Просмотров: 356 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Версия
Вход
Поиск
Меню сайта
Новости
Новые статьи
Новые файлы
RSS
Полезные сайты
Погода
Яндекс.Погода
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%