Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Нравственное воспитание

Заботливая ласка, разумная требовательность к ребенку

Еще только ожидая ребенка, мечтают матери и отцы о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным, трудолюбивым человеком, преданным, готовым постоять за товарища, умеющего жить в коллективе, жизнерадостного, доброжелательного в отношении к людям...

У ребенка все эти качества начинают проявляться очень рано. Главные линии развития личности намечаются в дошкольном детстве, и тем успешнее идет развитие, чем сознательнее относятся взрослые к воспитанию ребенка. Дети очень рано проявляют эмоциональную отзывчивость, тонко улавливают искренность или фальшь в тоне разговора, в поведении взрослых. Об этом надо хорошо помнить родителям, всем воспитателям вообще. Чтобы потом не пришлось испытывать чувство глубокого разочарования, чрезвычайно важно в этот период жизни ребенка быть особенно требовательными к себе, к своему поведению. Личный нравственный пример взрослых должен быть безупречен.

Решая задачи нравственного воспитания, важно учитывать возрастные особенности ребенка.

Дети-дошкольники, как мы знаем, чрезвычайно восприимчивы. Психика малыша очень пластична, податлива. Все, что ребенок воспринимает, становится предметом его пристального внимания и прочно запоминается им.

А как отзывчив малыш на эмоции других! На улыбку он отвечает улыбкой, радостным возбуждением, нахмуренные брови взрослого вызывают спад его настроения, настороженность, беспокойство. Спокойное, уравновешенное состояние родителей сообщается (передается) и малышу. А чувство страха, возникающее у взрослого по какому-то поводу, которое он не может скрыть, вызывает у ребенка боязливость, скованность, желание спрятаться, прижаться к взрослому.

Говоря об эмоциональной отзывчивости ребенка, следует упомянуть и о склонности его к подражанию - отдельным поступкам окружающих, их речи - содержанию и тону, даже характеру движений. Конечно, на склонность подражать можно надежно опереться в том случае, если взрослый подает положительный пример для подражания. Но эта же особенность ребенка может обернуться и другой своей стороной в том случае, если ребенок видит отрицательные примеры для подражания. Сам он не всегда может разобраться в том, чему следует, а чему не следует подражать. Особенно тревожат отрицательные примеры, которые воспринимают дети до пяти лет, когда уровень их сознания еще не обеспечивает возможности самостоятельно анализировать поступки других, оценивать, что достойно, а что недостойно подражания.

Заботливая ласка, разумная требовательность к ребенку

Воспитание требует гораздо больше души, неослабевающего интереса, все растущего чувства ответственности, а не времени.

И чем ребенок старше, тем меньше он требует времени и тем напряженнее ответственность.

А.С. Макаренко

Именно в дошкольном возрасте в ребенке закладываются прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям. Эти моральные чувства, служащие основой нравственного воспитания дошкольников, несовместимы с равнодушным, безразличным отношением к радостям и огорчениям сверстника, печальному настроению взрослых. Умение деликатно проявить внимание (но не быть назойливым!) требует особого такта взрослых, с которых дети берут пример в искренном проявлении чувств по отношению к другим людям.

Интересны данные, полученные рядом исследователей, которые наблюдали, как действуют на эмоциональное развитие дошкольников мимика, интонация речи взрослых. Оказалось: если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны к тому, что вокруг них происходит, стремление к общению со сверстниками и со взрослыми выражено слабо. Это плохо не только само по себе - отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, речевое, умственное и физическое развитие детей.

Следует помнить, что положительные состояния ребенка - бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенность - благотворно сказываются и на жизнедеятельности организма в целом. Отрицательные же чувства - состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний, порицаний - ведут к нежелательным результатам.

Если взрослые не проявляют по отношению к ребенку должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребенка складывается недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают трудности установления контактов с окружающими людьми.

Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость ребенка становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности.

Поспешите выразить ребенку одобрение, если вы видите, что он доброжелательно относится к сверстнику, дружно играет с ним, сочувствует в беде и старается выручить. Искренне разделите радость малыша, которому удалось то, что раньше не получал ось (никак не складывалась из кубиков высокая башня!). Поощряйте старание ребенка, выражайте уверенность в том, что он справится с поручением, которое ему дают ("Ты прекрасно сумеешь полить цветы!"). Особенно важно поддержать робкого ребенка, который отказывается что-то сделать лишь потому, что боится неудач, опасается, что у него ничего не получится, что он не справится. Такому малышу следует кое в чем помочь, но так, чтобы он главную часть работы сделал сам.

Есть дети, которые легкомысленно за все берутся и при этом хвастливо заявляют, что они все умеют, но бросают дело при возникновении первых же затруднений. Их следует научить, как именно надо делать, потребовать, чтобы дело было доведено до конца, проследить, чтобы снова не была проявлена небрежность.

Взрослый должен выразить чувство справедливого негодования, если ребенок позволил себе грубость, если он не желает делиться игрушками, дружно играть и трудиться.

Не скупитесь на ласку. Это, конечно, не означает отсутствие требовательности по отношению к малышу. В современной педагогике зарекомендовал себя такой подход к детям, при котором ласковое, заботливое отношение к ним сочетается с разумной требовательностью, причем эта требовательность доброжелательна: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берется ребенок, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше им не повторится... Такое доверие взрослых придает ребенку уверенность в своих силах и возможностях, вызывает желание помогать взрослым, быть занятым полезным делом.

Разумная любовь должна быть основою взаимных отношений между родителями и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность, и отец должен быть столько же отцом, сколько и другом своего сына.

В.Г. Белинский

В соответствии с установившимися традициями современной дошкольной педагогики можно сформулировать следующее правило, выполнение которого должно стать неукоснительным: "В нравственном воспитании маленьких детей должны быть созданы такие условия, при которых дети могли бы полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых". Только в этом случае у ребенка возникает состояние эмоционального благополучия. Только в этом случае он будет охотно и непринужденно общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними дома, во дворе или в детском саду, с готовностью станет делиться со взрослыми своими радостями и огорчениями.

Что же создает эти условия эмоционального благополучия дошкольника, столь важные для развития его чувств? Некоторые условия мы уже назвали. Добавим еще: очень важно, чтобы взрослые доброжелательно относились к детям. Иногда малыши бывают назойливы - они задают вопросы, требуют внимания к себе как раз тогда, когда взрослые заняты... Но никогда не следует отмахиваться от ребенка. Конечно, ребенок должен научиться уважать вашу занятость, но всегда можно договориться с ним. Например, отец может сказать ребенку: "Ты пока поиграй, а как только я освобожусь, мы с тобой поговорим. Я буду помнить, о чем ты меня спрашиваешь". Пяти- семилетнего ребенка вполне удовлетворяет такой ответ - ведь отец всегда держит свое слово!

Заинтересованность взрослых успехами малыша укрепляет его веру в свои силы, помогает видеть смысл и значение выполняемого дела. Важно, чтобы взрослые с готовностью учили ребенка тому, что он еще не умеет. Здесь нередко приходится запастись терпением, выдержкой. Не стоит упрекать ребенка за то, что у него что-то не получается, не так, как хотелось бы взрослому. Дочка вытирает чашку и прикладывает так много усилий, что отламывает у нее ручку. Разумеется, по этому поводу можно заметить, что в следующий раз надо быть осторожнее, но не стоит строго выговаривать. Лучше всего, если мать покажет, как несколькими легкими движениями можно вытереть чашку, и при этом шутливо заметит: "А ты немножко перестаралась".

www.glavsovet.ru

Категория: Нравственное воспитание | Добавил: adora (09.04.2011)
Просмотров: 3060 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%