Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Общие темы

Значение детских фантазий.

  Способность к творчеству проявляется в неизмен­ных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители бес­покоятся, а не врушка ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Давайте разберемся поподробнее — что такое детские фанта­зии, зачем они ребенку, нужно ли их корректировать взрослым?

Научиться отличать фантазию от реальности — это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький ребенок. Дети всех возрастов борются за полную свободу (помните «психологическую пуповину»), резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения.

Фантазия — источник творческой духовности че­ловека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.

Эда Ле Жан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка:

«Фантазия   помогает   осознать   действия   ребенка, понять,  что  творится  в  его душе».

Родители заметили, что 5-летний Вася постоянно рассказывает им о том, как он дерется со своим обидчиком, какие удары наносят, как тот падает, переворачивается, летит от одного угла группы до другого, сколько крови из того вытекает, как он просит у Васи прощения, но он достает пистолет и стреляет и т. д. Родители обеспокоены агрессив­ностью фантазий ребенка, хотя прекрасно знают, что он и «мухи не обидит». Фантазии о победах, превосходстве, свойственные тихому, робкому маль­чику, в данном случае — источник выхода обид и агрессии, механизм психологической защиты от негативных переживаний своей неспособности по­стоять за себя. Понимание этого дает возможность родителям узнать о конфликте Васи с обидчиком и помочь разобраться ему в своих чувствах и переживаниях. Вася теперь с удовольствием ходит на занятия по «Ушу», развивается физически, становится спокойнее и увереннее в себе.

«Фантазия  помогает  осознать и признать  страхи, мысли,  которые  ребенок  скрывает».

«Мне приснилось ночью, что тебя и папу убили, и я очень испугалась», — говорит 5-летняя дочь матери. Несколько дней спустя она говорит: «А сегодня в детском саду я рисовала картинку и вдруг подумала, что вы с папой попали в аварию и умерли». Когда подобный рассказ повторяется еще несколько раз, родители могут предположить, что девочка за что-то злится на них и боится впрямую столкнуться со своими агрессивными чув­ствами. Фантазия стала безопасным клапаном, через который выходят негативные ощущения, тревога, которые сама она осознать не может. Чтобы снять напряжение и помочь дочери, родители могут как бы невзначай заметить: «Нам иногда кажется, что ты на что-то обижаешься и злишься, может быть, потому, что мы много внимания и времени уделяем твоей маленькой сестричке?» Если предположение родителей действительно верное, у девочки исчезнут негативные фантазии и страхи, а родители найдут пути, как помочь ей в ее переживаниях по поводу •внести к сестре.

«Фантазии помогают пережить периоды деприваций (лишений  чего-либо)».

Родители переехали в другой район. 6-летний мальчик тяжело переживает разрыв с друзьями по садику и двору, грустит, совсем не играет, сидит и смотрит в окно. Родители чувствуют, как ему оди­ноко, но мало чем могут помочь, отдают его в новый детский сад, знакомят с соседями. Но ребенок замыкается еще больше. Из подвижного и общи­тельного он превращается в грустного и закрытого. Уходит в свою новую комнату, не трогает игрушки, а просто сидит. Родителям не стоит тормошить его. Он фантазирует, и проблемы, кажущиеся ребенку неразрешимыми, уходят, появляется надежда, которая и спасает от отчаяния. Все наладится, и мальчик найдет новых друзей. Каждому из нас необходима определенная свобода в собственных мыслях, и же­лание побыть наедине естественно как для взрослого, так и для ребенка.

Для ребенка, который правильно развивается, не лишен способностей общаться и действовать, одиночество — время, когда он может мечтать о своем, а это очень важно для его духовного развития, фантазия — необходимое условие осво­бождения от постоянного контроля и вмешательства взрослых.

«Фантазия — один из наиболее важных способов научиться,  как  вести себя в  реальном  мире».

Наиболее   ярко   фантазия   проявляется   в   детской ролевой игре.  Изображая  маму,  папу,  врача,  воспи­тателя   и   других   людей,   ребенок   как   бы   готовит себя   к   будущему,   к   взрослой   жизни,   «примеряет» на себе  взрослые роли.

Проигрывание    фантастических    ролей    позволяет ребенку   справиться   с   новыми   ситуациями   и   отношениями со сверстниками и взрослыми. Всю жизнь, естественно,   «прорепетировать»   нельзя,   но   игровые | фантазии   помогают   быть   готовыми   к   травмирую­щим   событиям,   выработать   механизмы   психологи­ческой   защиты,    преодолеть   страхи   и   решать   са­мостоятельно   свои   проблемы.   Огромную   помощь   в реализации   детских   фантазий   оказывают   ребенку игрушки   —   об   этом   вы   прочитаете   далее.

«И, наконец, — фантазия — источник творчества».

Фантазеры изменяют мир,  творят стихи, музыку, картины,   делают   невероятные   открытия.   Если   бы наши   дети   все   делали   только   по   образцу,   только по   указанию   взрослого,   то   мы   не   смогли   бы   на­слаждаться  их  сказками,   небылицами,  необычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга. Хочется   привести   пример,   который   ярко  демонстрирует родителям динамику превращения фанта­зии в серьезное нарушение психоэмоционального развития.

У   6-летней   Даши   мама   и   папа   очень   умные, а   бабушка,   с   которой   они   вместе   живут,   умнее всех   их   вместе   взятых.   Дашенька   еще   не   ходит в   школу,   но   уже   умеет   писать,   считать   —   она тоже   очень ' умная.    И    вот    в    этой    «образцовой» семье    начинают    происходить    странные    вещи    — Даша   на   глазах    превращается   в   лгунью,    совсем не хочет заниматься музыкой и английским, нашла себе   какую-то   глупенькую   подружку   на   1,5   года ее   младше,   шепчутся,   уединяются,   совсем   ребенок от   рук   отбивается.   «Вот   уже   дважды,   —   расска­зывает далее мама,  — я по ночам заставала Дашу крадущейся  по  дому,   одетой,   а  на столе  находила немыслимые   записки:

Что же такое, что случилось с нашим ребенком? Это все ее фантазии, как их убрать?»

В долгом и трудном разговоре с мамой удалось выяснить причины поведения девочки.

Бабушка (свекровь) и мама 15 лет живут в условиях «скрытых военных действий», борясь за собственное превосходство. Папа — между двух огней. В этом невидимом «перекрестном огне» живет и Даша. Основная сила ударов сосредоточена на про­цессе воспитания девочки. Бабушка-учительница счи­тает так, а мама — иначе. Раздираемая психика ребенка не выдерживает подобной атаки. Не в силах спрятаться от подобной «бомбежки», девочка ищет выход в своих фантазиях. Любимая сказка Даши — «Маугли», а пантера Багира — символ независимости и свободы. Именно поэтому она отождествляет в своих фантазиях себя с этим сильным, гибким и гордым животным. Маленькая подружка из небла­гополучной соседской семьи — это ее Маугли, опе­каемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе — все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке – Маугли. Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от взрослых, не способных понять и помочь им, в свой мир фантазий, где им вместе будет спокойно и радостно.

Трудно было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства у ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серь­езным проблемам.

Милые родители, ПРИСЛУШАЙТЕСЬ к детским фан­тазиям, РАЗБЕРИТЕСЬ в них, ведь вы уже поняли, что они не бывают случайными? Призванные творить, они нередко сигнализируют взрослым о детских бедах и проблемах.

(кн. «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Кряжева)

 

Категория: Общие темы | Добавил: adora (03.05.2016)
Просмотров: 421 | Теги: родители, развитие, фантазия, дети, консультация, творчество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
28.10.2017
Версия
Вход
Поиск
Меню сайта
Новости
Новые статьи
Новые файлы
Полезные сайты
Погода
Яндекс.Погода
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%