Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Общие темы

«Застенчивость: особое отношение к жизни»

Застенчивость, робость, стеснительность… Откуда это в детях?

С одной стороны, это черта человеческого характера. И врожденную застенчивость можно наблюдать даже у новорожденных.  Некоторые младенцы при приближении незнакомых людей волнуются больше, чем другие. У части малышей больше выражено стремление спрятаться или убежать, когда приходят новые люди. Застенчивый младенец превращается в застенчивого дошкольника, а тот – в застенчивого школьника. Итак, некоторые дети рождаются с предрасположенностью к застенчивости. А станет ли это качество достоинством или недостатком, зависит от окружающих.

К сожалению, в массовом сознании нет понимания того, что стоит за стеснительностью или робостью ребенка. А ведь если бы мы вспомнили тех застенчивых людей, с которыми нам приходилось встречаться в жизни, то обнаружили бы, что они обладают удивительными качествами: чуткостью, тактичностью, пониманием других людей. Застенчивые люди часто обладают способностью вызывать доверие, помогают другим раскрыться, умеют сопереживать.

Но откуда берется такое отторжение, чуть ли не осуждение застенчивости? Понять это можно, обратив внимание на успешные жизненные установки, которые в людях приветствуются, восхваляются: некоторую агрессивность, боевой дух. Считается, чтобы добиться успеха в жизни, надо быть напористым, смелым, умеющим соревноваться, конкурировать, заявлять о себе, быть сильным, активным, видным, умеющим общаться, способным даже, если понадобится, проложить себе дорогу своими локтями…

Общество забывает, что сила может быть внешне слабой. Любую врожденную особенность важно ценить и развивать. Родителям необходимо умело вписать особую чувствительность ребенка в его реальную социальную жизнь. Но, к сожалению, на практике родители ведут себя иначе. Даже те, которые в детстве сами были застенчивыми и на себе испытали все тяготы, связанные с неверными родительскими установками, по отношению к своим собственным детям действуют точно также. Они передают им свой страх и беспокойство, будто их дети больны, пытаются сделать их просто другими: будь разговорчивым, веселым, проявляй инициативу… И, естественно, такой подход не может принести успеха. Напротив, психологические, поведенческие трудности ребенка будут нарастать. Он еще больше уйдет в себя.

В воспитании следует исходить все-таки из природного устройства ребенка. И если, он стеснительный, не надо его стыдить и подталкивать к тому, чтобы он стал иным, более активным. Когда ребенка принимают таким, каков он есть, он сможет вырасти с положительным отношением к себе, а это самое главное для успешной жизненной самореализации. Ребенок должен разобраться в себе, научиться ценить и использовать свои качества.

Родители, которые хотят в истинном смысле слова помочь своим детям, всегда пойдут им навстречу. Мама может сказать своему ребенку: «Я знаю, что ты смущаешься, когда к нам приходят гости, но ты можешь помочь мне накрыть на стол, будешь разносить бутерброды гостям. Тогда ты будешь занят и у тебя не будет времени чувствовать себя неловко». Или, например, папа понимающе скажет: «Не расстраивайся, если ты будешь стесняться незнакомых людей. Мы знаем, что тебе нужно время, чтобы привыкнуть к ним, и в этом нет ничего плохого».

Конечно, по-иному будет развиваться ребенок, которого попытаются отгородить от общества, не попробуют тактично ввести ребенка в него. Или начнут в его присутствии сокрушаться, какой он у них стеснительный, нелюдимый и неумелый. Родители, выражающие сожаление и постоянное недовольство своим ребенком, только усиливают его страдания. Он начнет считать, что не оправдал ожиданий родителей, не достоин их любви, и это сделает его еще более несчастным.

То есть, когда стеснительность воспринимается как недостаток, это может стать серьезной преградой на жизненном пути. Сравните приведенные выше рекомендуемые реакции с вот такими. Мама как бы между прочим говорит: «К нам сегодня придут гости, И я не хочу видеть, как ты опять прячешься за меня, ведешь себя как дикарь и бука». Или отец, сокрушаясь, говорит о своем сыне: « Он уже большой, а все такой робкий, меня очень беспокоит, кто из него вырастет, как сделать из него настоящего мужчину». Ребенка, слышащего такое, охватывает отчаяние, он не может поверить в то, что он чего-то стоит: ведь в него не верят самые близкие люди, и именно это неверие становится главным препятствием в его жизни, источником его расстройств, а вовсе не застенчивость сама по себе.

Комфортная психологическая атмосфера возникает, когда родители поддерживают своего ребенка, ценят его и подчеркивают в нем ценные положительные качества. Это придает детям уверенности, у них возникают желания попробовать себя в чем-то другом, проявить смелость. В любом случае ребенок постарается не подвести своих родителей, которые в него верят.

Если робость не является постоянным свойством личности, ее можно рассматривать как признак развития и взросления. Так, довольно часто дети, переступающие порог школы, вдруг становятся стеснительными, хотя раньше они такими не были. Это свидетельствует о том, что ребенок в новой среде почувствовал то, что мир устроен сложно, человеческие отношения не всегда однозначны. Понимание им мира становится более глубоким. Таким образом, возрастная застенчивость служит своеобразным индикатором растущего осознания себя в жизни.

Родители застенчивых детей должны помнить, что перед ними чуткий, тонкий и очень наблюдательный маленький человек. Эти дети обладают такими ценными качествами, которые при правильном их развитии дадут самые щедрые дары. И дети, и взрослые должны жить с пониманием того, что стеснительность – положительное качество.

Категория: Общие темы | Добавил: adora (07.02.2016)
Просмотров: 131 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Версия
Вход
Поиск
Меню сайта
Лента новостей
Новые статьи
Новые файлы
RSS
Полезные сайты
Погода
Яндекс.Погода
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%