Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Общие темы

Влияние образной игрушки на характер игровой деятельности детей дошкольного возраста

  Полноценное психическое развитие ребёнка, становление его субъективного мира немыслимо без игры. Последнее десятилетие психологи и опытные дошкольные педагоги отмечают, что дети стали меньше играть, их игры стали формальными и примитивными, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. Как известно, именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, в которой наиболее интенсивно развивается произвольность, мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. В современных условиях задача сохранения и развития детской игры — является крайне актуальной.

Игрушки являются для ребёнка той средой, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя.

Характер игрушек последнее десятилетие кардинально изменился. В настоящее время наряду с традиционными, появляются новые типы игрушек (трансформеры, интерактивные игрушки, монстры-пауки, и пр.) Квалифицированная оценка развивающих качеств игрушки фактически отсутствует. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить ребёнку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, её педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель, как правило, не дает грамотных рекомендаций. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупате­лей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. Такая ситуация может весьма негативно отразиться на качестве детской игры, а следовательно и на эффективности развития ребёнка.

В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает исследование влияния игрушки на характер игровой деятельности детей. Сюжетно-ролевая игра в отечественной психологии традиционно считается ведущей деятельностью дошкольного возраста. Сюжетные игры предполагают особый тип игрушек, которые в педагогике получили название образных игрушек. Эти игрушки несут в себе образ живого существа — сказочного или реального человека или животного. Прежде всего, к ним относятся, куклы.

Кукла по сути своей — отражение образа человека. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. Именно этот тип игрушек будет в центре внимания нашей работы.

Таким образом, объект изучения — игровая деятельность детей дошкольного возраста. Предмет исследования — влияние образной игрушки на характер сюжетной игры детей.

В настоящее время кукольная индустрия стремительно развивается. Главным вектором этого развития является с одной стороны автономизация, то есть придание самостоятельного характера и собственной активности игрушке (интерактивные игрушки), а с другой натурализация и конкретизация, то есть приближение игрушки к реальному персонажу или конкретному ее состоянию (экспрессивные куклы, выражающие разные эмоции и др.).

Во всех случаях игрушка становится все более определенной и завершенной. Можно предполагать, что все эти тенденции препятствуют развитию самостоятельной игровой активности ребенка. Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для хорошей, развивающей игрушки. Сложные и завершённые игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребёнка к известным стереотипным движениям. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий.

Можно предположить, что важнейшим качеством куклы, обеспечивающей возможность самостоятельной и содержательной творческой игры, является ее открытость, отсутствие жестко заданного способа действия или образа.

Таким образом, гипотеза работы состоит в следующем:

Уровень и характер детской игры определяется степенью «открытости» («закрытости) образной игрушки. Закрытость определяется, с одной стороны, заложенным в ней механической активностью, а с другой, наличием жесткого образа.

Степень и характер влияния «закрытости» игрушки зависит от возраста и уровня развития игровой деятельности ребенка.

Категория: Общие темы | Добавил: adora (18.10.2016)
Просмотров: 797 | Теги: возраста, характер, детей, деятельности, на, образной, игровой, влияние, дошкольного, игрушки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%