Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Общие темы

Развитие ребенка раннего возраста

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.

В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.

Особенности развития детей раннего возраста с рождения

В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.

В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.

Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.

Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же, желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же не оставляйте ребенка одного без присмотра.

Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет

В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми.

Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.

Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.

Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.

Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.

Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:

  • Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и объяснять значения сказанных им слов.
  • Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.
  • Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
  • Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
  • Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.
  • Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.
  • Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
  • Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.

Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет

Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.

Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.

Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).

На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.

Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.

Общие рекомендации

  1. Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.
  2. Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.
  3. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.
  4. Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность общения со сверстниками.

В раннем возрасте ваш малыш может:

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия в доске).

Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа), собирает пирамидку по убыванию размера из четырех - пяти колец контрастных величин (после показа), ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет, подбирает по образцу.

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый), в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие, длинные линии, называет то, что рисует.

Игровые действия    (сюжетно-отобразительные)

Проявляет сообразительность, достает, вылавливает из воды понравившуюся игрушку, производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала (кормит куклу, если рядом есть посудка, строит гараж, если рядом кубики и машинка), использует предметы заместители. Выполняет два последовательных сюжетных действий с игрушкой

- по просьбе взрослого; без показа.

- по образцу

- самостоятельно

Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Эмоциональное активное деятельное состояние.

Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.

Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем, недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке, кричит, жестикулирует, капризничает:

- при нежелании выполнить просьбу взрослого

- подражая близкому человеку, другому ребенку

- для привлечения внимания

Непослушен, злится при ограниченном движении в ответ на грубый тон взрослого, отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым, долго плачет при уходе мамы.

Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы, проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).

Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.

Получает удовольствие от произносимых слогов, слов, эмоционально заинтересован музыкой, пением, подвижными играми, восторженно относится к развлечениям, в том числе к играм.

Спокойно относится к указаниям: (собери игрушки, это можно, это нельзя, понимает слова "хорошо" и "плохо")

Речевое развитие

Понимание речи

Понимает короткие рассказы (без показа действий), о знакомых событиях (о том, что делали на прогулке), отвечает на вопросы об этих событиях, выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, помоги), "жалеет", "помогает" по просьбе взрослого, знает (показывает, называет) детали лица "губы, зубы, язык, лоб, щечки, глаза" и другие и детали тела "руки, ноги, голова" и так далее.

Активная речь   (до 200 - 300 разнопроизносимых слов)

Использует предложения, состоящие из двух-трех слов, при общении со взрослыми и детьми, фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные, местоимения и наречия, предлоги. Может называть себя в третьем лице, договаривать четверостишия в знакомых стихах, задает вопросы, называет предметы на картинке. Облегчает слова - дает оценку себе. Например, хороший и так далее.

Здоровается, прощается, говорит "спасибо", называет детей по имени, называет всех членов семьи: "папа", "мама", "дедушка", "бабушка" и так далее.  

Бытовые навыки

Ест аккуратно, не обливаясь. При умывании трет ладонью лицо, вытирается при помощи взрослого и самостоятельно. Самостоятельно пытается одеваться (шапку, обувь, колготки при незначительной помощи взрослого). Пользуется носовым платком или салфеткой при напоминании, контролирует физиологические потребности.

Физическое развитие

Физические упражнения выполняет по показу, по словесному указанию самостоятельно.

Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, поднимается и спускается по лестнице детской горки, меняет темп: ходьбу на бег.

Бегает семенящим шагом, подпрыгивает, удерживает мяч двумя руками, бросает мяч в горизонтальную цель, ловит мяч с близкого расстояния, скатывает с горки.

Категория: Общие темы | Добавил: adora (11.05.2016)
Просмотров: 555 | Теги: возраста, раннего, ребенка, развитие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Версия
Вход
Поиск
Меню сайта
Лента новостей
Новые статьи
Новые файлы
RSS
Полезные сайты
Погода
Яндекс.Погода
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%