Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Общие темы

Общение с детьми

Агрессивный ребёнок

       Часто приходится слышать от огорчённых родителей: "Такой был раньше хороший мальчик, а сейчас драчун!" К сожалению, такие превращения встречаются довольно часто.

          Вспышки агрессивного поведения впервые наблюдаются у ребёнка тогда, когда его желание по какой-то причине не выполняется. Ведь во многих случаях приходится ограничивать требования ребёнка. Здесь и возникает конфликт. Как правильно вести себя взрослым в такой ситуации? Лучше всего попробовать перевести активность ребёнка в другое, менее вредное русло. Например, предложить ему какую-нибудь игру или просто отвлечь внимание от предмета желания.

          Часто агрессивность ребёнка является протестом против принуждающих действий взрослых. Это происходит, когда родители слишком усердно заставляют ребёнка что-то делать.

          Большое значение для появления агрессивности в дошкольном возрасте имеет популярность ребёнка среди сверстников. Не имея других средств общения, ребёнок кулаками пытается занять лидерское место в группе. Для получения популярности среди дошкольников ценятся общительность, готовность делиться игрушками, развитие речи, физическое развитие, внешний вид. Но главное значение имеет то, насколько ребёнок владеет навыками игры – как он умеет организовать и вести игру, придумать сюжет, распределить роли.

          Можно сформулировать некоторые принципы общения с агрессивными детьми:

  • запрет и повышения голоса – самые бесполезные способы преодоления агрессивности. Только поняв её причины и сняв их, можно надеяться, что агрессивность ребёнка пройдёт;
  • дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместив её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать "портрет" его врага – и Вы увидите, что в реальной жизни агрессивность снизилась;
  • показывайте ребёнку личный пример спокойного поведения. Не допускайте при нём вспышек гнева или нелестных высказываний о своих знакомых с планами "мести";
  • Ваш ребёнок должен постоянно чувствовать, что он нужен Вам, что Вы любите, цените и принимаете его любым. Не стесняйтесь лишний раз приласкать или пожалеть Вашего ребёнка.

(из книги Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В.

 "Учим детей общению" – Ярославль, 1997)

Конфликтный ребёнок

          Для общения с конфликтными детьми очень важно, чтобы родители имели упорное желание добиться прекращения нескончаемых ссор, устранения их причин. Каковы же эти причины?

          Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности. Когда дома Ваш ребёнок является центром всеобщего внимания, то такого же отношения к себе он ждёт и со стороны сверстников. Не получая этого, он начинает конфликтовать с ними. В таком случае родителям нужно не только изменить своё отношение к ребёнку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми.

          Возможна и обратная ситуация – когда ребёнок в семье "заброшен". Свою обиду он вымещает в ссоре. А если ещё мама и папа постоянно ссорятся на глазах у ребёнка, то он просто начинает подражать их поведению.

          В любом случае конфликтное поведение ребёнка является сигналом, что и с Вами, уважаемые родители, что-то не так. Можно сформулировать некоторые принципы поведения родителей с конфликтными детьми:

  • сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на его злобные взгляды или бормотание с обидой "себе под нос";
  • не стремитесь прекратить ссору, обвиняя другого ребёнка и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ссоры;
  • после конфликта обговорите его причины с ребёнком. Вместе определите те неправильные действия Вашего ребёнка, которые привели к конфликту. Попытайтесь вместе найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;
  • не обсуждайте при ребёнке (без его участия) проблемы его поведения. Ребёнок может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
  • не торопитесь сразу вмешиваться в ссоры детей. Когда двое детей в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше просто понаблюдать за конфликтом. Дети сами смогут найти общий язык, а при этом они ещё и научатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из детей всегда побеждает, а другой выступает "жертвой", следует прерывать такую игру, чтобы не допустить у побеждённого ребёнка формирования робости.

(из книги Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В.

 "Учим детей общению" – Ярославль, 1997)

Застенчивый ребёнок

          Застенчивость ребёнка является довольно распространённой причиной, осложняющей общение. С возрастом её последствия могут быть очень серьёзными:

  • застенчивость препятствует встречам с новыми людьми, мешает заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
  • она мешает ясно мыслить и излагать свои мысли в ходе общения;
  • застенчивость удерживает от выражения своего мнения и отстаивания прав;
  • она не позволяет раскрыть положительные качества для других;
  • застенчивость ведёт к излишней "зацикленности" на своём поведении и сопровождается, как правило, негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Действительно ли застенчивые дети менее умны, менее красивы? Или они лишь ощущают себя такими и всё дело в заниженной самооценке? Общая задача педагогов и родителей – помочь ребёнку преодолеть застенчивость, повысить его самооценку, сформировать у ребёнка желание общаться. И делать это нужно, пока ребёнок ещё маленький.

Можно сформулировать некоторые принципы поведения родителей с застенчивыми детьми:

  • расширяйте круг знакомств Вашего ребёнка – берите его в гости к знакомым людям, чаще приглашайте к себе друзей. Расширяйте маршруты совместных прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым местам;
  • не нужно стремиться полностью оберегать ребёнка от возможных трудностей и опасностей, зачастую придуманных Вами. Не старайтесь всё сделать сами за ребёнка, дайте ему определённую меру свободы и самостоятельных действий;
  • постоянно укрепляйте у ребёнка уверенность в себе, в своих силах;
  • привлекайте ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением. Сами создавайте ситуации, в которых ребёнку пришлось бы вступать в "вынуждённое" общение с "чужим" взрослым. Например: "Давай узнаем, про что вон та книга с картинками. Может, попросим у продавца дать нам её посмотреть?".

(из книги Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В. "Учим детей общению" – Ярославль, 1997)

Замкнутый ребёнок

Замкнутый ребёнок не хочет общаться и не знает, как это делать. Поэтому совместная работа педагогов и родителей должна быть прежде всего направлена на формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков у ребёнка.

Замкнутость ребёнка имеет свои истоки. В раннем возрасте – это беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка. Для таких детей характерны также страх перед чужими людьми и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к маме и очень болезненно переносят даже недолгое её отсутствие.

При общении с замкнутым ребёнком нужно постоянно расширять круг его пассивного общения, например, разговаривать в присутствии малыша с кем-то незнакомым или малознакомым. При этом старайтесь создать такие условия, в которых ребёнок чувствовал бы себя спокойно и безопасно, например – держите его за руку или поглаживайте по голове.

В процессе привыкания к обществу у ребёнка постепенно формируется спокойное отношение к общению, развиваются необходимые навыки общения, улучшается речь. Замкнутость можно и нужно исправлять. Но работа по преодолению замкнутости достаточно сложна. Чудес не бывает, и замкнутость Вашего ребёнка не пройдёт за один день по взмаху "волшебной палочки". Поэтому нужно набраться терпения и быть готовым к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе Вашего общения с ребёнком.

Можно сформулировать некоторые принципы поведения родителей с замкнутыми детьми:

  • расширяйте круг общения Вашего ребёнка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
  • подчёркивайте преимущества и полезность общения. Рассказывайте ребёнку, что нового и полезного Вы узнали, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
  • старайтесь сами стать для ребёнка примером общительного человека;
  • если Вы заметите, что несмотря на Ваши усилия, ребёнок становится всё более замкнутым – обратитесь за консультацией к психологу.

(из книги Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В."Учим детей общению" – Ярославль, 1997)

Беспокойный ребёнок

          Старший дошкольный возраст в жизни ребёнка – кризисный, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребёнок стремится любыми способами привлечь к себе внимание. А взрослый зачастую начинает ругать ребёнка за его "кривляния" и "истерики", не вполне понимая, с чем они связаны. И что в результате? Искренний, открытый ребёнок становится молчаливым и замкнутым, всё больше и больше отдаляется от родителей. А потом это противоречие углубляется, становится всё шире и вытекает в подростковые конфликты.

          Неправильные, слишком бурные, эмоциональные реакции ребёнка могут быть связаны с тем, что ребёнок просто не знает, как проявлять свои эмоции. А может быть и другая ситуация: ребёнок становится нервным из-за того, что он видит вокруг. Если мама с папой постоянно ссорятся, а ребёнок только и слышит: "Отстань! Не мешай!", он, естественно, всё это переживает внутри себя, и эти переживания проявляются в его эмоциональных реакциях. Для устранения причин такой неуравновешенности чаще всего достаточно бывает несколько изменить стиль отношений в Вашей семье.

          Можно сформулировать некоторые принципы поведения родителей с беспокойными детьми:

  • избегайте крайностей: нельзя позволять Вашему ребёнку делать всё, что ему заблагорассудится, но нельзя и всё запрещать. Чётко решите для себя, что можно и что нельзя. Согласуйте это со всеми членами семьи;
  • своим поведением показывайте Вашему ребёнку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает Вам в своём поведении;
  • уделяйте Вашему ребёнку достаточно внимания, чтобы он не чувствовал себя забытым. В то же время объясните ребёнку, что бывают моменты, когда у Вас есть и другие заботы – надо это понимать и принимать;
  • помните, что истерические приступы Вашего ребёнка чаще всего связаны с его стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребёнку, не надо изменять своих требований. Лучше, когда ребёнок успокоится, объяснить ему, почему Вы поступили так, а не иначе.

(из книги Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В."Учим детей общению" – Ярославль, 1997)

Ребёнок с нарушением самооценки

          Наша самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпадало с его реальными возможностями. Как это проявляется в поведении детей?

          Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими, и не дразнят других в случае выигрыша. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. При завышенной самооценке дети во всём стремятся быть выше других. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удаётся.

          Можно сформулировать некоторые советы родителям, заинтересованным в формировании у детей правильной самооценки:

  • не оберегайте своего ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
  • не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
  • поощряйте в ребёнке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чём-то лучше его;
  • не забывайте поощрять и других в присутствии Вашего ребёнка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что Ваш ребёнок может также достичь этого;
  • показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
  • не сравнивайте Вашего ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой – с тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра.

(из книги Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В."Учим детей общению" – Ярославль, 1997)

Категория: Общие темы | Добавил: adora (30.03.2016)
Просмотров: 275 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
28.10.2017
Версия
Вход
Поиск
Меню сайта
Новости
Новые статьи
Новые файлы
Полезные сайты
Погода
Яндекс.Погода
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%