Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Художественно-эстетическое развитие

У истоков творчества

 Мы знаем, какое огромное влияние оказывают на ре­бенка музыка, фольклор, литература, изобразительное и театральное искусство. Все виды искусств, как ог­ромный пласт многовековой Культуры, концентрируют в себе богатый социальный опыт. И в этом состоит ог­ромное воспитательное значение искусства.

Особая роль в эстетическом развитии дошкольника принадлежит изобразительному искусству. Картины, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусст­ва давно прошедших эпох хранят в себе представление о жизни, интересах, обычаях людей далекого прошлого.

Зададимся вопросом, с какого возраста необходимо приобщать ребенка к изобразительному искусству? Интерес ученых к этому вопросу зародился в начале нашего века. Сейчас мы можем с полной уверен­ностью сказать, что уже в возрасте 2,5—3-х лет дети проявляют огромный интерес к яркой, красочной картин­ке в книжке для самых маленьких; незатейливым, но теплым и приятным по своему материалу игрушкам на­родных мастеров: свистулькам, матрешкам, погремуш­кам, игрушкам из соломы, бересты. К четырем годам ребенок проявляет интерес к произведениям живописи, скульптуры, графики. Мы, взрослые, должны помнить о том, что вводить ребенка в мир искусства нужно осто­рожно, бережно сохраняя его внутренний мир, учитывая особенности его характера, темперамента, интересы. Каждый ребенок видит мир по-своему, поэтому и искусство, как часть этого мира, вызывает в каждом ребенке особую па­литру впечатлений, переживаний, оценок.

Наиболее яркие впечатления дети получают от встре­чи с изобразительным искусством в музее, выставочном зале. Но при этом следует учитывать, что приобщать ребенка к музею целесообразно не ранее 4—5-ти лет.

Первые шаги по залам музея, будут ли они радост­ными? Конечно, ребенка необходимо к этому подгото­вить. Походу в музей может предшествовать прогулка в парк, на набережную, поездка за город в теплые, сол­нечные дни, наблюдение красок природы в разное вре­мя года. Собирая с детьми на прогулках мох, кору де­ревьев, шишки, сухие веточки деревьев разных пород, обратите внимание на особенности формы, цвета, фак­туры каждого предмета, направления веточек, блеск чешуек. Соберите ракушки, разноцветные камешки на берегу реки, полюбуйтесь их гладкой, узорной поверх­ностью, предложите ребенку ощутить гладкую округ­лость формы камешков, проследить, как природа «спле­ла» кружевной узор на их поверхности. Лес полон за­пахов, звуков пения птиц. Полюбуйтесь летним днем прелестью луговых ромашек, всмотритесь в контуры ле­пестков, бархат тычинок, причудливую форму нежных лесных колокольчиков. Предложите ребенку ощутить свежий запах цветов.

С пятилетнего возраста уже пора вводить детей в неповторимый по краскам, загадочный по манере исполнения мир пейзажной живописи. Восприятие  пейзажной живописи будет развивающим, если оно происходит параллельно с любованием  природы на прогулке. Но, если эта прогулка вызовет чув­ства, созвучные состоянию природы, желание поделить­ся этими чувствами, рассказать о них. Повторная встреча уже в зале музея со знакомым природным мотивом, воплощенным в картине, не будет скучна ребенку. Взрослые могут заметить, что малышу хочется подольше задержаться именно у знакомой картины, по­делиться с ними своими чувствами, переживаниями. Придя, домой, дети стремятся выразить свои впечатления от встречи с живописью теми доступными средствами, которые они смогли отыскать в картине художника: в детских рисунках проявляется желание передать землю и небо разнообразными оттенками голубого и зеленого цветов, выделить ярко и крупно предметы первого пла­на, изобразить деревья в движении (ветреный день).

Жанр натюрморта вызывает интерес и понимание у детей уже в 3—4 года. Малыши выражают чувство радости от узнавания знакомых предметов: души­стых апельсинов, груш, яблок, ароматных ягод. Дети 5— 6-ти лет понимают, что перед ними не только разнообраз­ные предметы природы и быта, но эти предметы объедине­ны мастерством художника, его талантом в единый, неповторимый образ, вызывающий у зрителя чувство ра­дости, торжества или задумчивости. Восприятие натюр­морта требует разнообразной по формам подготовитель­ной работы.

 В младшем возрасте восприятию натюрмор­та может предшествовать знакомство с предметами, изображенными на картине. Дети могут принять участие в сборе ягод, а затем ощутить аромат свежей земляники за чаем. Любование весенними цветами, ощущение не­жного аромата нарциссов предшествует восприятию на­тюрморта с изображением цветов. Интерес к восприятию натюрморта усилится, если в свободное время предложить детям поиграть в игру «Узнай на вкус, на ощупь». Пред­ложите ребенку закрыть глаза, не подсматривать и по­ложите в ладошку 2—3 ягоды земляники или грушу.

.

по книге «Дошкольник: обучение и развитие»

Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др.

Категория: Художественно-эстетическое развитие | Добавил: adora (26.03.2011)
Просмотров: 1093 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%