Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Художественно-эстетическое развитие

Подружись с карандашом!

Дети подражают нам во всем, осо­бенно если мы делаем что-то с увлечением. Увидев в нашей руке карандаш или кисть, шариковую ручку или мел, они, затаив дыхание, пытаются понять, что мы делаем, что чувствуем... Только детям известно, что еще скрыто за их пытливым взглядом. Они хотят попробовать сделать то же самое сами. Они любят делать все так, «как большие» - это закон разви­тия души и духа, и относиться к этому надо с пониманием и терпением и под­час проявляя находчивость, чтобы ни­чего не запрещать, но переключить внимание и интерес на более доступное и привлекательное. Например, мама пи­шет письмо или папа корпит над черте­жом, в дверь позвонили - надо открыть! Воспользовавшись этим, наблюдатель­ный маленький человек, желая испы­тать то, что чувствует взрослый, смело берет в руки ручку или карандаш и с чувством «большого» (как папа или мама) начинает делать то, что за минуту до этого делали они. И там же! Разве можно за это наказывать? Наказывать за то, что ребенок хочет быть таким, как мы? Ни в коем случае! Нам нужно про­явить мудрость и поговорить с малы­шом, уважая его чувства. Так мы научим его уважать чувства других людей.

Каждая линия, проведенная самостоя­тельно, - это успех, радость от сознания того, что я могу сам! А вы, взрослые, по­пробуйте сами провести непрерывную прямую линию от одного края листа до другого. Чем больше лист, тем большую радость и большее чувство свободы вы испытаете. Так и наши дети: они радуют­ся всему новому, настоящему, всему, что делает их взрослее и умнее.

Здесь на помощь приходят обыкно­венные цветные карандаши. Обыкновен­ные, да не совсем. Вы наверняка замеча­ли, что дешевые тонкие цветные каранда­ши быстро наскучивают малышам: они не выдерживают даже малейшего давле­ния и быстро ломаются, а линии оставля­ют тонкие, слабые и невыразительные. Знакомясь с материалами для рисования, малыши экспериментируют с ними, ищут наиболее прочные и мягкие - те, которые оставляют сочный след. Поэто­му и выбирают фломастеры. Да, фломас­теры дают насыщенные линии, их удоб­но держать в руке, они толще, чем обыч­ные карандаши, и не ломаются. Но у них есть одно серьезное «но» - толщина и то­нальность линии, оставленной фломас­тером, не меняются в зависимости от си­лы нажима на корпус фломастера. Поэто­му с помощью фломастера невозможно добиться плавных переходов различных оттенков одного цвета и разных цветов из одного в другой, в результате чего рож­дается третий цвет.

Всеми этими свойствами обладают современные цветные карандаши. Они достаточно толстые, и маленькая нежная ладонь хорошо ощуща­ет их и крепко держит в руке. Они мяг­кие, но не ломаются. На них можно на­жимать сильнее и ослаблять нажим – эффект не замедлит сказаться. Возмож­ности у карандашей богатые, а значит, богаче и палитра впечатлений и пере­живаний юных художников-экспери­ментаторов. В процессе раскрашивания или просто рисования цветными каран­дашами в душе ребенка воцаряется ти­шина, мысль сосредоточена на внима­нии, сравнении, гармонии.

Бытует мнение, что рисование — это развлечение, это несерьезно. Но исто­рия показывает, что все художники – мыслители. Чем талантливее художник, тем больше он философ. В подтвержде­ние этой мысли приведем слова Огюста Родена: «Искусство создано для того, чтобы человечество помнило, для чего оно живет».

Как бы там ни было, согласитесь: на­ши дети живут не в самом гармоничном мире, а современные технологии обра­зования не помогают им обрести себя. Но вечные ценности не уходят, и мы нуждаемся в них всегда.

Работа цветными карандашами, как и любое искусство, гармонизирует чувст­ва человека, а значит, помогает укреп­лять или восстанавливать здоровье.

Вы не задумывались, почему все дети рисуют? Почему они начинают делать это раньше, чем говорить? Может быть, потому, что хотят что-то сказать нам? Может быть, потому, что стремятся что-то в себе преодолеть или порадовать се­бя и окружающих? Радость - великий дар природы. Давайте учиться вместе с детьми радоваться их новым открытиям и открывать этот мир с новых сторон.

Для маленького человека все проис­ходящее впервые — Радость!

А мы порой так небрежно и легко­мысленно судим о его рисунках: «Боже мой, на что это похоже? Каляки-маляки!». Или: «Что ты нарисовал?». Одни де­ти находят что сказать, другие молчат, третьи многозначительно смотрят...

Чтобы разгадать тайну детского ри­сования, мы, взрослые, обращаемся за разъяснениями к психологам, педаго­гам, художникам. Но почему бы не спро­сить прямо у детей?

Почему все дети рисуют?

Потому, что они художники! (Так от­ветил мальчик 4 лет)

(Признаюсь, ответ на этот вопрос я искала более десяти лет. И ответ четы­рехлетнего ребенка, такой простой, не­посредственный и смелый, сразил на­повал. Всем своим существом я поняла: «Дети - ХУДОЖНИКИ! И это не метафо­ра, не преувеличение и не недоразуме­ние. Это правда!». И с ней нам, взрослым, надо считаться.

Что нужно, чтобы рисунок полу­чился красивым?

Чтобы дети рисовали сами; тишина; чтобы не торопили; большой лист.

Что вы чувствуете, когда рисуете?

Радость; сердечки; что я стал ху­дожником.

Чему учит вас рисование?

Делает добрее; становишься счаст­ливее.

Как научиться рисовать?

Взять карандаши и много, много ри­совать.

Самое главное, мы должны понять: благодаря творчеству, дети познают се­бя, освобождаются от плохого и ут­верждают доброе, прекрасное, решают свои многочисленные и важные про­блемы. Будет очень полезно и правиль­но не ограничивать малышей требова­нием рисовать только в тетради. Не бойтесь дать чистый белый лист, при­чем чем больше, тем лучше. Его рука, глаза, все тело должны приобрести сме­лость и навыки свободного, широкого и непрерывного движения рукой. Чем шире диапазон движений по бумаге, тем уверенней, смелее и находчивее будет ребенок. Со­гласитесь: нарисовать свое де­рево, свой домик, своего чело­вечка - это смелое открытие, потому что не по шаблону, не по схеме, а таких, каких еще ни­кто и никогда не рисовал. Стремление к новизне и разно­образию помогает приобретать не только навык, но и опыт -личный опыт труда и эмоцио­нальных переживаний, что способствует более глубокому и тонкому развитию эмоцио­нальной сферы ребенка.

На занятиях по рисованию одним из первых встает вопрос: «Как научить детей правильно держать ка­рандаш?»

Мы советуем с самого раннего воз­раста (еще до года) давать детям ручки, фломастеры, карандаши. Помните: ма­лыш не причинит себе вреда, если он хо­тя бы иногда видит, что и как делают с этими предметами взрослые, и впервые возьмет их в руки в возрасте до года.

Если этот момент уже упущен, при­учайте ребенка правильно держать ка­рандаш постепенно. Главное - сами по­больше рисуйте, пишите, делайте это с увлечением, и малыш понемногу «зара­зится» вашим делом.

• Не советуем приучать маленьких детей рисовать только правой рукой. Пусть они пробуют рисовать и правой, и левой рукой, и даже обеими - это при­несет только пользу: работа рук напря­мую связана с развитием обоих полуша­рий мозга.

• При обучении детей раскрашива­нию не настаивайте на обязательном использовании того или иного каран­даша по вашему желанию или непре­менно в пределах контура!

• Сверхзадача первых занятий с деть­ми 3-4 лет состоит в том, чтобы позна­комить с карандашом, его свойствами, возможностями, научить держать ка­рандаш, подружить с ним.

В младшем возрасте мы вводим детей в мир творчества, предлагаем им нари­совать свое представление об окружаю­щем мире, постепенно ориентируем в мире цвета, форм, линий. Когда у ребен­ка пробудится интерес к рисованию, он сам будет стараться все делать правиль­но. И вот тут мы должны прийти ребен­ку на помощь.

Первый способ. Карандаш находится между большим и указательным пальца­ми, начало карандаша (заточенная часть) опирается на безымянный. Паль­цы держат карандаш чуть ниже середи­ны. Работают только два пальца - указа­тельный и большой, они словно толка­ют друг другу карандаш то вперед, то на­зад. Локоть и тыльная сторона ладони прижаты к столу. В таком положении штрихи ложатся на бумагу более орга­низованно, почти не оставляя проме­жутков между собой. Пальцы держат ка­рандаш свободно, не сдавливая. При из­менении силы нажима на карандаш ме­няется и сила цвета оставленной им ли­нии. Этот способ используют при рабо­те за столом и раскрашивании неболь­ших деталей и форм.

Второй способ. Он применяется при работе за мольбертом и за столом, если приходится раскрашивать более круп­ные формы или плоскости. Карандаш лежит на столе. Берем его сверху кончиками всех пяти пальцев (четыре с одной стороны и один, большой, с другой). Вся нагрузка ложится на кисть, она равно­мерно, как маятник часов, скользит с карандашом по бумаге. Штрихи при этом получаются более мягкие, длинные и почти невидимые. Такой способ хоро­шо использовать при раскрашивании неба, снега, облаков - всего того, что ас­социируется с нежным, мягким, про­зрачным.

А теперь несколько заданий для ва­ших детей.

В небе Солнышко живет

Задача. Помочь осваивать круговые движения рукой на бумаге посредством карандаша.

На прогулке. В солнечный день по­смотрите с детьми на солнышко. Обра­тите внимание на его размер, форму, близко оно или далеко. Радуемся мы или грустим без солнышка? Посмотрите, как мягко исходит свет от солнечного диска.

Прочитаем.

Свет наш Солнышко! Ты ходишь

круглый год по небу,

Сводишь зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

(А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой ца­ревне и о семи богатырях»)

Поиграем. Встав в хоровод и взяв­шись за руки, двигайтесь вместе с деть­ми по кругу и произносите слова «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (несколь­ко раз).

Задание. Раздайте детям цветные ка­рандаши. Пусть они сами выберут цвет, поставят карандаш в центре листа и по­следовательно соединяют точки, удаля­ясь от центра. Перемещаясь от точки к точке, цвет карандаша можно менять и в ритме стихотворения повторять круго­вые движения, приговаривая «Гори, го­ри ясно, чтобы не погасло» (несколько раз).

Солнышко греет Землю

Задача. Помочь осваивать прямые линии. Сделать первые шаги в раскра­шивании.

На прогулке. Посмотрите, как сол­нечные лучи пробиваются сквозь обла­ка, тучи, деревья и согревают все живое. Дотроньтесь ладонями до листиков, травы, деревьев, которые освещены солнцем, и до тех, которые в тени. Ка­кие из них теплее? Понаблюдайте солнышко, прищурив глаза, и рас­смотрите лучики. Какого они цвета?

Задание. Разноцветными каран­дашами надо продлить солнечные лу­чи до самой земли и согреть все жи­вое. Этими же карандашами попро­бовать раскрасить травку, согретую теплом солнца, одуванчик, зайчика.

Весна света. Радуга

Задача. Закрепление умений раз­личать цвет; раскрашивать, регулируя силу нажима на карандаш.

Посмотрим. Радуга - это редкое яв­ление в природе. Но ее можно увидеть на полотнах художников и цветных фотографиях. Покажите их детям.

Почитаем.

Две радуги - и золотистый,

редкий

Весенний дождь.

На западе ветвей

Блеснут лучи. На самой

верхней ветке

Садов, густых от тайских непогод,

На мрачном фоне тучи

озаренной

Чернеет точно птица. Все светит

Свет радуг фиолетово-зеленый

И сладкий запах ржей.

(И.А. Бунин. Две радуги)

Заклички.

Радуга-дуга,

Перебей дождя -     

опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром,

Не попал бы в дом.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

Задание. Раскрась все цвета раду­ги, меняя нажим на карандаш. Назови каждый цвет. На земле пусть появятся цветы Весны. А бабочки получат яр­кие и красочные крылья, пролетев через дугу!

(«Воспитание и обучение» 2004 г.)

Категория: Художественно-эстетическое развитие | Добавил: adora (09.04.2011)
Просмотров: 1405 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%