По утверждению специалистов, дошкольный возраст –
синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от
природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От
него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет
распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и
надежный друг на всю жизнь».
Раннее проявление
музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное
воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность
формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка
уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования – методика музыкального
воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - период, когда закладывается
первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к
различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то
именно здесь встречаются примеры раннего
проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности
ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать
активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает
на ней свое внимание. Следовательно,
если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в
первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство
педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности
общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Содержание
музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам
музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот
период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место
в музыкальном воспитании детей в целом.
Ребенок, подражая
взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и
подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И
здесь задача педагога - стремиться развить
у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем
вокально-хоровых навыков. Детей можно
подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому
произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие –
нежно и ласково.
Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания,
нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях
дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального
образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро
начинают отвлекаться. В.А.Сухомлинский писал: «внимание маленького ребенка -
это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает
подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось,
наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не
ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание
маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой
помощник»
В развитии
всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно
формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования
составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех
свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).
|