Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Художественно-эстетическое развитие

Художественное слово, рисунок, песня и танец

 Художественно-речевая деятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почему так важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видов деятельности.

Какие можно рекомендовать произведения для рассказывания и для чтения детям? Для рассказывания - преимущественно народные сказки. Дети живо откликаются и на печальные переживания сестрицы Аленушки и братца Иванушки в русской народной сказке, и на юмор английской сказки "Три поросенка" в обработке С. Маршака, и на волшебные превращения героини русской народной сказки "Царевна-лягушка" в обработке А. Толстого, и на образ капризной "Принцессы на горошине" Г.-Х. Андерсена.

Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Новое узнают дети о родной стране, о труде взрослых, о природе, о своей жизни. И так как это произведения и классиков - А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и поэтов и писателей - В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других, то дети получают яркие, незабываемые впечатления.

Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, такие образы, мимо которых дети проходили бы мимо. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк "Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало", узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она "принакрылась снегом, точно серебром".

Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порою на всю жизнь.

Изобразительная деятельность не менее увлекательное занятие для детей. Учите малышей воспринимать произведения изобразительного искусства, чувствовать их красоту, знакомьте с его "языком". Ребенку доступны многие способы изображения предметов в рисунке, лепке, аппликации.

Лепка дает возможность показать предмет в трехмерном изображении. Пользуясь глиной, пластилином, ребенок может придать предмету любую форму, менять ее несколько раз, достигая большего совершенства. Можно изобразить плоды, животных, человека, посуду и мебель для кукол. В процессе лепки у детей развивается глазомер и двигательно-осязательные ощущения.

Аппликация - декоративно-силуэтное изображение. В этом процессе можно отметить две составные части: вырезание из бумаги и наклеивание этих фигур на лист. При этом ярко представлена форма, цвет и величина изображаемого предмета, а также композиция. нескольких элементов. Поэтому процесс аппликации особенно способствует развитию чувства ритма, цвета и формы у ребенка.

Рисование - графический и живописный способ изображения. Благодаря линейному рисунку дети учатся передавать детали предметов, их контуры. Живописный способ приобщает детей к действию с красками, с оттенками различных цветов. Изображение сюжета, связного содержания требует умения ребенка расположить предметы, придать различные позы персонажам, показать их отношения.

К этому надо добавить, что основное - это выразительно-образное содержание детских работ. Пользуясь рисунком, цветом, силуэтом, ребенок изображает предмет, явление, придавая ему определенный характер - сказочный или реалистический, в котором сочетается и фантастический вымысел, и жизненная правда. Из-за недостаточного владения изобразительными средствами ребенок не всегда выполняет свою работу "на высоком уровне". Но искренность, непосредственное выражение чувств украшает детские рисунки.

Очевидно воспитательное значение художественно-декоративной деятельности детей. Еще с незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки, поделки, радующие и развивающие воображение детей.

Особая ценность художественно-декоративной деятельности ребенка в том, что надо применять разнообразные материалы и по-разному варьировать их сочетание. Материалы надо подготовить, обработать, выбрать те, которые наилучшим образом подходят к воплощению замысла. Естественно, что все это будит инициативу ребенка, побуждает к самостоятельным действиям, придает им поисковый характер.

Ребенок радуется, даря своей маме скромные закладки для книг, подушечки для игл. Большое удовольствие испытывает, видя, что елка украшена приготовленными им флажками, что старшая сестра надела на домашний праздник бусы, которые он сам сделал из глины и раскрасил.

Музыка - яркое средство эстетического воспитания. Чтобы она выполнила эту свою важную функцию, надо прежде всего развивать в ребенке общую музыкальность, общую отзывчивость на музыку. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, рождает жизненные ассоциации. Ребенок учится сопереживать то, что выражено в музыке. В его воображении возникают различные образы, под их влиянием он стремится проявить себя в пении, танце, музыкальной игре. Например, дети сами ищут характер движения, передавая под соответствующую музыку образ строго шагающих военных, тяжело переваливающегося медведя, весело скачущего зайчика...

В дошкольном детстве, как уже отмечалось, закладываются первоначальные основы музыкальной культуры. Этому очень способствует систематическое слушание музыки. Но это не пассивный процесс. Дети знакомятся с музыкальными произведениями, и - если руководить их восприятием, то можно развить простейшие навыки культурного слушания.

Ознакомление с произведениями обогащает музыкальный опыт детей. Они узнают народную музыку, песни и пьесы классиков и современных композиторов. Это и музыка различных жанров, тематики, характера. Постепенно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства и настроения, расширяется круг явлений жизни, переданных в музыке, а поэтому усложняются и средства музыкальной выразительности. Например, в пьесах передаются более разнообразные и тонкие чувства, чем в колыбельных песнях, звучит сосредоточенный, "серьезный" "Дедушкин рассказ" Н. Любарского или ясно выраженное чувство печали в пьесе П.И. Чайковского "Болезнь куклы".

Так обогащаются чувства ребенка. Они отличаются выраженным общественным характером. Ярко переданы образы природы во многих песнях и пьесах. И вот уже есть любимые произведения, их дети запоминают, просят повторить. А с этим приходят и некоторые навыки восприятия. Дети слушают произведения до конца, узнают их по отдельным фрагментам. Они способны свободно отличить вокальную и инструментальную музыку, различные их жанры. Они чувствуют и различают музыку спокойную, веселую, торжественную, могут отличить вальс от польки, умеют отмечать вступление, отельные части и фразы музыкального произведения.

С большой радостью дети включаются в исполнительскую деятельность. И как бы ни были просты их умения в области пения, танца, игры на инструменте, можно сказать, что здесь закладываются навыки первого исполнительства.

Категория: Художественно-эстетическое развитие | Добавил: adora (19.02.2011)
Просмотров: 1332 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%