Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Художественно-эстетическое развитие

«Как воспитывать творческого ребенка?»

                  Восприятие ребенком литературного про­изведения эмоционально и целостно. Трех­ - четырехлетний малыш затрудняется объяс­нить, что понравилось в прочитанной ему книжке, но он ею захвачен и очарован.

Каждая новая книга - это новые пере­живания, новые открытия. Однако не стоит каждый день предлагать ребенку что-то ранее неизвестное. Мир знакомых образов, ярких характеристик, метких слов и выраже­ний становится для малыша родным и близким. Поэтому важно дать ребенку возможность вспомнить, пересказать сказку, рассказ, самому решать, в какой последовательности общаться с любимыми книгами.

В жизнь малыша входят произведения различных жанров: стихи и рассказы, сказ­ки. Более всего привлекательны для детей ритмически организованные произведения, в которых наиболее тесно слиты содержа­ние и эмоциональный настрой. Это различ­ные виды фольклора - потешки, прибаут­ки, считалки, дразнилки, песенки и т. д. Интерес к ним ребенок сохраняет на про­тяжении всего дошкольного возраста. Так, песенка «Тили-бом, тили-бом! Загорелся кошкин дом!» любима детьми и двух, и трех лет. Она привлекает их своей ритмичностью, звукоподражанием, динамичностью дейст­вия с быстрой развязкой, знакомыми пер­сонажами (курочка, серый заюшка и т. п.).

Юмор в потешках, дразнилках, побасен­ках основан на очевидных нелепостях, не­ожиданных сравнениях, преувеличениях, преуменьшениях, быстром и непредсказуе­мом развитии действия, звукоподражатель­ных эффектах. Дети улавливают юмори­стический характер описываемых событий. «Это веселые стихи»,- утверждают 4-лет­ние.

Жизнерадостный характер народной поэзии близок эмоциональному настрою самих детей. Прослушанные произведения являют­ся толчком для творческих попыток ре­бят. Трехлетние с удовольствием создают эмоциональные ритмические построения, ли­шенные смысла, смеясь, повторяют их мно­гократно. Например: «Чики-кики, мими-ри­ки». Иногда еще в 3-летнем возрасте де­ти сочиняют потешки. Цель сочинителя­ - повеселить себя и окружающих случайным экспромтом. Дети используют устойчивые фразеологические выражения, отдельные мотивы из известных произведений, комби­нируют их и дополняют одной-двумя стро­ками собственного сочинения. Например, малыш обращается к маме: «Мама, повто­ряй за мной:

                                  Баба-Яга,

                                  Костяная нога,

                                  Печку топила,

                                  Кашу варила,

                                  А потом

                                  Полетела босиком».

Четырехлетние дети, сочиняя потешки, также любят создавать спонтанные, не­предсказуемые, порой бессмысленные тек­сты, подсказанные ситуацией, настроением. Однако в некоторых случаях они уже мо­гут руководствоваться предварительным замыслом и подбирать средства его вы­ражения.

Взрослый спрашивает: «Как можно позвать теплый летний дождик?» Ребенок предлагает:

                                  Дождик, иди к нам!

                                  Хлеб принеси нам!

Четырехлетний ребенок пытается разви­вать сюжет того или иного фольклорного произведения и использует для этого не только эмоциональные и ассоциативные свя­зи, но и логику содержания.

                                  Ребенок послушал потешку:

                                  Шла собака, через мост,

                                  Четыре лапы, пятый хвост,

                                  Если мост обвалится,

                                  То собака свалится.

«А что дальше?» - спрашивает малыш. «Придумай сам»,- предлагает ему взрос­лый. Рассказ ребенка: «Собака упала в мо­ре. Ее акула проглотила. Собака стала есть у акулы мясо. И вылезла. А акула так с дыркой и поплыла».

Предложенное прозаическое продолжение на первый взгляд мало похоже на потешку. Но для ребенка это потешка. Так как, по его утверждению, все закончилось неожиданно и очень смешно. «Акула так с дыркой и поплыла»,- повторяет ребенок, смеясь.

Сказка созвучна естественному стрем­лению ребенка оживить и очеловечить весь окружающий мир. Не вызывает недоумения у малыша живой, веселый колобок или печь, говорящая человеческим голосом; звери в сказке действуют, как люди.

Четырехлетний ребенок отождествляет се­бя с героями сказок, отдельные персона­жи становятся его воображаемыми друзьями. Малыш фантазирует: «Я Никита Коже­мяка. Я змея победил»; «Посмотри, я свет­лячок. Когда я надуваю щеки, я всем лю­дям дорогу освещаю». Он зовет к себе в гости Оле-Лукойе, путешествует с гномом и побеждает врагов вместе с героями сказок.

Большое значение для развития твор­ческого восприятия сказки имеет знакомст­во с несколькими вариантами одного сю­жета. Например, «Теремок» В обработке М. Булатова, и «Теремок» В обработке Е. Чарушина; «Заюшкина избушка» О. Ка­пицы и «Лиса И Заяц» В. Даля; «Гуси-ле­беди» М. Булатова и «Привередница» В. Да­ля. Улавливая и сходство, и непохожесть предложенных сказок, ребенок удивляется, недоумевает. Но такое сопоставление разру­шает стереотипность восприятия сказочного текста как канонического, неизменного, формирует в ребенке представления о возможной вариативности в развитии дей­ствия, о разнообразии характеров персонажей. Эти представления помогут ему в дальнейшем самому фантазировать на осно­ве известных сюжетов.

Ребенку четырех с половиной лет доступ­но восприятие волшебных сказок: народных и авторских (С. Аксаков, Х.-К. Андерсен, Ш. Перро и др.). Он начинает с удоволь­ствием слушать длинные сказочные повести, чтение которых растягивается на несколь­ко дней. Например, «Золотой ключик, или Приключения 6уратино» А. Толстого, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф.

Множество сказок, запечатленных в памя­ти ребенка - богатая почва для его собст­венной фантазии. Однако, когда 4-летнего просят придумать сказку, он обычно затруд­няется. Лишь в непринужденной беседе ребенка и взрослого проявляются детские творческие возможности. Заинтересованные вопросы взрослого укрепляют уверенность малыша в собственных силах, вызывают желание рассказать. Собеседник должен бережно относиться к возникающему вдруг у ребенка замыслу, не навязывать путей его дальнейшего развития.

Приведем два примера сказок, сочинен­ных детьми 4 лет в процессе беседы.

1.- Я тоже видел много лунов.

Когда же ты их видел?

    - Когда мы с гномиком летели на ракете. Вы с гномиком летели на ракете?

          - Да. А за нами гнались злые солдаты. «Держи, держи, держи». Они хотели нас съесть. А потом они упали в яму.

   - В черную дыру?

   - Да, в черную дыру. А мы не упали и полетели дальше.

Если вычесть из приведенного диалога реплики взрослого, которые имеют стиму­лирующий, уточняющий характер, то полу­чится законченный рассказ-сказка.

В этой сказке ребенок вместе с вымышлен­ным персонажем является главным дейст­вующим лицом происходящих событий. В повествование органично включен мотив погони из сказки Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

2.- А мне сейчас приснился сон. Трава качается в темноте.

     - Трава качается в темноте?

     - Нет, трава качается в свету. А еще там был дом красивый, весь волшебный, на кры­ше цветок. Человек подошел к дому, а там темно. Он обошел с другой стороны, а там светло, и можно войти. Если человек захо­чет, то дома не будет, а если захочет, то опять будет.

Сказка построена ребенком на теме противопоставления светлого и темного на­чала, что характерно для большинства из­вестных ему сказок (Коза и Волк, Аленуш­ка и Баба-Яга).

В данном случае ребенку удалось под­няться до уровня символического обобще­ния эмоционального переживания.

Образные обобщения, сделанные детьми, неожиданны для них самих, основой их является эмоциональное восприятие мира и активно развивающееся в этом возрасте воображение. Соединяя воображаемое и действительное, малыш приходит вдруг к художественному открытию. Задача взрос­лого - помочь развитию творческих начал ребенка.  

Обогащение литературного опыта малы­ша - важное условие решения названной задачи. При этом взрослый обращает вни­мание ребенка на детали сюжета, помогает установить аналогию между происходящими в данный момент событиями и худо­жественными описаниями.

Например, строки А. С. Пушкина «Ме­сяц, месяц, мой дружок... » или «Ветер, ве­тер, ты могуч... » легко, связать с соответ­ствующими наблюдаемыми явлениями. И через некоторое время ребенок будет с удовольствием повторять сам эти стихотвор­ные строки ври виде месяца, дуновении вет­ра, пытаться найти новые связи художест­венной и окружающей действительности. Многократное повторение установленных связей не надоедает ребенку, вызывая у него каждый раз чувство радостного откры­тия красоты привычных вещей и явлений.

Нужно знакомить ребенка и с различны­ми описаниями одного и того же явления.

Например, прочитать ему различные по содержанию и тональности колыбельные: «Казачью колыбельную песню» (отрывок) Ю. Лермонтова («Спи, младенец мой пре­красный...») и «Колыбельную» В. Бирюко­ва («Спи, мой мальчик! Птицы спят...»).

Большие возможности в расширении об­разного опыта ребенка имеет художествен­ная проза. Тематика рассказов разнообраз­на. Они повествуют о детях, животных, при­роде, различных событиях. Ребята с инте­ресом слушают небольшие по объему рас­сказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, рассказы советских писателей Е. Чарушина, Г. Снегирева, С. Вангели, В. Бианки, М. Пришвина, Ю. Коваля и др.

Художественный текст помогает малышу воспринять окружающий мир, выразить собственные впечатления и переживания.

Ребенку 4 лет сложно отчетливо расска­зать о событиях из своего личного опыта. Например, рассказы детей об интересных встречах с животными, как правило, нео­пределенны по теме и представляют со­бой незавершенное, ассоциативное нанизы­вание событий.

Если же детям сначала предложить художественный текст о животных, а затем уже попросить рассказать о собственных впечатлениях, то их рассказы меняются. В качестве образца можно взять рассказы Г. Снегирева «Пингвиний пляж», «Забияки».

Рассказ ребенка 4 лет: «Я в первый раз рыбу видела. Она ко мне подплывнула и стала глядеть на меня своими глазами. Глядела, глядела и поплыла в море».

В этом лаконичном повествовании точно переданы нюансы переживаний ребенка. Начальная фраза задает тему рассказа о новом и интересном, о том, как проходила первая встреча девочки с рыбой. Как же развивалось действие? Вторая фраза гово­рит о том, что встреча произошла внезапно, неожиданно, и оба, ребенок и рыба, за­стыли, глядя друг на друга. Быстрота и внезапность действий выражены в неологиз­ме «подплывнула», т. е. не медленно под­плыла, а стремительно «подплывнула», по аналогии со словом поднырнула - быстро переместилась под водой. Самым глав­ным в рыбе были глаза, которые смотре­ли, и это смотрение продолжалось в пере­живании ребенка очень долго. Продолжи­тельность действия выражена в третьей фра­зе через лексический повтор и интонацион­ное выделение в словax протяжного глас­ного - «глядела, глядела». Вторая часть третьей фразы - резкий немотивированный переход от одного действия к другому, дол­гое глядение внезапно закончилось - ­и рыба «поплыла в море». Не уплыла, а именно «поплыла», где приставка «по-» выражает длительность движения. Вероят­но, еще долго можно было видеть, как ры­ба плывет.

Приведенный анализ показывает, что ребенок, используя стилистические средства языка, смог создать яркую образную ситуа­цию, выразить последовательность смены действий и переживаний. Конечно, дошколь­ник не писатель и выбор выразительных средств производится им бессознательно. Но в основе выбора лежит чуткость к яв­лениям языка, к эмоциональному соответствию содержания и средств выражения, как на уровне состава слова,

так и на уровне предложения, группы предложений. Языко­вая чуткость развивается на базе речево­го опыта, наиболее совершенным образцом которого выступает художественный текст.

     Поэтому важно родителям понять, что чтение детям сказок, рассказов, поте­шек обогащает их представления о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству.

Категория: Художественно-эстетическое развитие | Добавил: adora (04.03.2015)
Просмотров: 661 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
18.06.2019
Версия
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Погода
Яндекс.Погода
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%