Восприятие ребенком литературного произведения эмоционально и целостно. Трех - четырехлетний малыш затрудняется объяснить, что понравилось в прочитанной ему книжке, но он ею захвачен и очарован.
Каждая новая книга - это новые переживания, новые открытия. Однако не стоит каждый день предлагать ребенку что-то ранее неизвестное. Мир знакомых образов, ярких характеристик, метких слов и выражений становится для малыша родным и близким. Поэтому важно дать ребенку возможность вспомнить, пересказать сказку, рассказ, самому решать, в какой последовательности общаться с любимыми книгами.
В жизнь малыша входят произведения различных жанров: стихи и рассказы, сказки. Более всего привлекательны для детей ритмически организованные произведения, в которых наиболее тесно слиты содержание и эмоциональный настрой. Это различные виды фольклора - потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, песенки и т. д. Интерес к ним ребенок сохраняет на протяжении всего дошкольного возраста. Так, песенка «Тили-бом, тили-бом! Загорелся кошкин дом!» любима детьми и двух, и трех лет. Она привлекает их своей ритмичностью, звукоподражанием, динамичностью действия с быстрой развязкой, знакомыми персонажами (курочка, серый заюшка и т. п.).
Юмор в потешках, дразнилках, побасенках основан на очевидных нелепостях, неожиданных сравнениях, преувеличениях, преуменьшениях, быстром и непредсказуемом развитии действия, звукоподражательных эффектах. Дети улавливают юмористический характер описываемых событий. «Это веселые стихи»,- утверждают 4-летние.
Жизнерадостный характер народной поэзии близок эмоциональному настрою самих детей. Прослушанные произведения являются толчком для творческих попыток ребят. Трехлетние с удовольствием создают эмоциональные ритмические построения, лишенные смысла, смеясь, повторяют их многократно. Например: «Чики-кики, мими-рики». Иногда еще в 3-летнем возрасте дети сочиняют потешки. Цель сочинителя - повеселить себя и окружающих случайным экспромтом. Дети используют устойчивые фразеологические выражения, отдельные мотивы из известных произведений, комбинируют их и дополняют одной-двумя строками собственного сочинения. Например, малыш обращается к маме: «Мама, повторяй за мной:
Баба-Яга,
Костяная нога,
Печку топила,
Кашу варила,
А потом
Полетела босиком».
Четырехлетние дети, сочиняя потешки, также любят создавать спонтанные, непредсказуемые, порой бессмысленные тексты, подсказанные ситуацией, настроением. Однако в некоторых случаях они уже могут руководствоваться предварительным замыслом и подбирать средства его выражения.
Взрослый спрашивает: «Как можно позвать теплый летний дождик?» Ребенок предлагает:
Дождик, иди к нам!
Хлеб принеси нам!
Четырехлетний ребенок пытается развивать сюжет того или иного фольклорного произведения и использует для этого не только эмоциональные и ассоциативные связи, но и логику содержания.
Ребенок послушал потешку:
Шла собака, через мост,
Четыре лапы, пятый хвост,
Если мост обвалится,
То собака свалится.
«А что дальше?» - спрашивает малыш. «Придумай сам»,- предлагает ему взрослый. Рассказ ребенка: «Собака упала в море. Ее акула проглотила. Собака стала есть у акулы мясо. И вылезла. А акула так с дыркой и поплыла».
Предложенное прозаическое продолжение на первый взгляд мало похоже на потешку. Но для ребенка это потешка. Так как, по его утверждению, все закончилось неожиданно и очень смешно. «Акула так с дыркой и поплыла»,- повторяет ребенок, смеясь.
Сказка созвучна естественному стремлению ребенка оживить и очеловечить весь окружающий мир. Не вызывает недоумения у малыша живой, веселый колобок или печь, говорящая человеческим голосом; звери в сказке действуют, как люди.
Четырехлетний ребенок отождествляет себя с героями сказок, отдельные персонажи становятся его воображаемыми друзьями. Малыш фантазирует: «Я Никита Кожемяка. Я змея победил»; «Посмотри, я светлячок. Когда я надуваю щеки, я всем людям дорогу освещаю». Он зовет к себе в гости Оле-Лукойе, путешествует с гномом и побеждает врагов вместе с героями сказок.
Большое значение для развития творческого восприятия сказки имеет знакомство с несколькими вариантами одного сюжета. Например, «Теремок» В обработке М. Булатова, и «Теремок» В обработке Е. Чарушина; «Заюшкина избушка» О. Капицы и «Лиса И Заяц» В. Даля; «Гуси-лебеди» М. Булатова и «Привередница» В. Даля. Улавливая и сходство, и непохожесть предложенных сказок, ребенок удивляется, недоумевает. Но такое сопоставление разрушает стереотипность восприятия сказочного текста как канонического, неизменного, формирует в ребенке представления о возможной вариативности в развитии действия, о разнообразии характеров персонажей. Эти представления помогут ему в дальнейшем самому фантазировать на основе известных сюжетов.
Ребенку четырех с половиной лет доступно восприятие волшебных сказок: народных и авторских (С. Аксаков, Х.-К. Андерсен, Ш. Перро и др.). Он начинает с удовольствием слушать длинные сказочные повести, чтение которых растягивается на несколько дней. Например, «Золотой ключик, или Приключения 6уратино» А. Толстого, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф.
Множество сказок, запечатленных в памяти ребенка - богатая почва для его собственной фантазии. Однако, когда 4-летнего просят придумать сказку, он обычно затрудняется. Лишь в непринужденной беседе ребенка и взрослого проявляются детские творческие возможности. Заинтересованные вопросы взрослого укрепляют уверенность малыша в собственных силах, вызывают желание рассказать. Собеседник должен бережно относиться к возникающему вдруг у ребенка замыслу, не навязывать путей его дальнейшего развития.
Приведем два примера сказок, сочиненных детьми 4 лет в процессе беседы.
1.- Я тоже видел много лунов.
Когда же ты их видел?
- Когда мы с гномиком летели на ракете. Вы с гномиком летели на ракете?
- Да. А за нами гнались злые солдаты. «Держи, держи, держи». Они хотели нас съесть. А потом они упали в яму.
- В черную дыру?
- Да, в черную дыру. А мы не упали и полетели дальше.
Если вычесть из приведенного диалога реплики взрослого, которые имеют стимулирующий, уточняющий характер, то получится законченный рассказ-сказка.
В этой сказке ребенок вместе с вымышленным персонажем является главным действующим лицом происходящих событий. В повествование органично включен мотив погони из сказки Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
2.- А мне сейчас приснился сон. Трава качается в темноте.
- Трава качается в темноте?
- Нет, трава качается в свету. А еще там был дом красивый, весь волшебный, на крыше цветок. Человек подошел к дому, а там темно. Он обошел с другой стороны, а там светло, и можно войти. Если человек захочет, то дома не будет, а если захочет, то опять будет.
Сказка построена ребенком на теме противопоставления светлого и темного начала, что характерно для большинства известных ему сказок (Коза и Волк, Аленушка и Баба-Яга).
В данном случае ребенку удалось подняться до уровня символического обобщения эмоционального переживания.
Образные обобщения, сделанные детьми, неожиданны для них самих, основой их является эмоциональное восприятие мира и активно развивающееся в этом возрасте воображение. Соединяя воображаемое и действительное, малыш приходит вдруг к художественному открытию. Задача взрослого - помочь развитию творческих начал ребенка.
Обогащение литературного опыта малыша - важное условие решения названной задачи. При этом взрослый обращает внимание ребенка на детали сюжета, помогает установить аналогию между происходящими в данный момент событиями и художественными описаниями.
Например, строки А. С. Пушкина «Месяц, месяц, мой дружок... » или «Ветер, ветер, ты могуч... » легко, связать с соответствующими наблюдаемыми явлениями. И через некоторое время ребенок будет с удовольствием повторять сам эти стихотворные строки ври виде месяца, дуновении ветра, пытаться найти новые связи художественной и окружающей действительности. Многократное повторение установленных связей не надоедает ребенку, вызывая у него каждый раз чувство радостного открытия красоты привычных вещей и явлений.
Нужно знакомить ребенка и с различными описаниями одного и того же явления.
Например, прочитать ему различные по содержанию и тональности колыбельные: «Казачью колыбельную песню» (отрывок) Ю. Лермонтова («Спи, младенец мой прекрасный...») и «Колыбельную» В. Бирюкова («Спи, мой мальчик! Птицы спят...»).
Большие возможности в расширении образного опыта ребенка имеет художественная проза. Тематика рассказов разнообразна. Они повествуют о детях, животных, природе, различных событиях. Ребята с интересом слушают небольшие по объему рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, рассказы советских писателей Е. Чарушина, Г. Снегирева, С. Вангели, В. Бианки, М. Пришвина, Ю. Коваля и др.
Художественный текст помогает малышу воспринять окружающий мир, выразить собственные впечатления и переживания.
Ребенку 4 лет сложно отчетливо рассказать о событиях из своего личного опыта. Например, рассказы детей об интересных встречах с животными, как правило, неопределенны по теме и представляют собой незавершенное, ассоциативное нанизывание событий.
Если же детям сначала предложить художественный текст о животных, а затем уже попросить рассказать о собственных впечатлениях, то их рассказы меняются. В качестве образца можно взять рассказы Г. Снегирева «Пингвиний пляж», «Забияки».
Рассказ ребенка 4 лет: «Я в первый раз рыбу видела. Она ко мне подплывнула и стала глядеть на меня своими глазами. Глядела, глядела и поплыла в море».
В этом лаконичном повествовании точно переданы нюансы переживаний ребенка. Начальная фраза задает тему рассказа о новом и интересном, о том, как проходила первая встреча девочки с рыбой. Как же развивалось действие? Вторая фраза говорит о том, что встреча произошла внезапно, неожиданно, и оба, ребенок и рыба, застыли, глядя друг на друга. Быстрота и внезапность действий выражены в неологизме «подплывнула», т. е. не медленно подплыла, а стремительно «подплывнула», по аналогии со словом поднырнула - быстро переместилась под водой. Самым главным в рыбе были глаза, которые смотрели, и это смотрение продолжалось в переживании ребенка очень долго. Продолжительность действия выражена в третьей фразе через лексический повтор и интонационное выделение в словax протяжного гласного - «глядела, глядела». Вторая часть третьей фразы - резкий немотивированный переход от одного действия к другому, долгое глядение внезапно закончилось - и рыба «поплыла в море». Не уплыла, а именно «поплыла», где приставка «по-» выражает длительность движения. Вероятно, еще долго можно было видеть, как рыба плывет.
Приведенный анализ показывает, что ребенок, используя стилистические средства языка, смог создать яркую образную ситуацию, выразить последовательность смены действий и переживаний. Конечно, дошкольник не писатель и выбор выразительных средств производится им бессознательно. Но в основе выбора лежит чуткость к явлениям языка, к эмоциональному соответствию содержания и средств выражения, как на уровне состава слова,