В раннем возрасте у большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти.
*Дети третьего года жизни уже могут с интересом слушать рассказы, сопровождаемые музыкой; запоминают ее, узнают, о каком эпизоде или персонаже она рассказывает. Слушают не только произведения программно-изобразительного характера, созданные композиторами специально для маленьких детей, но и классическую музыку.
*Дети этого возраста могут слушать музыку без предварительного показа соответствующей игрушки или картинки. Узнают знакомые песни по фортепианному сопровождению, иногда могут узнавать их и по сопровождению, исполняемому на других инструментах (гармошке, триоле, металлофоне, детских синтезаторах).
*Подпевают взрослому, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии. С помощью взрослого поют индивидуально и группами. Запоминают слова песни, но часто еще недостаточно хорошо их произносят.
*Выполняют движения в играх, упражнениях и плясках по показу взрослого в соответствии со словами, если они есть, и музыкой. Запоминают и воспроизводят под музыку показанные взрослыми новые движения или новые сочетания уже известных; меняют движения в соответствии с частями музыкальной пьесы (двух - и трехчастная формы).
*Участвуют в сюжетных играх, передают в них характер движений, переходят с изменением музыки от одного эпизода к следующему, как по показу, так и самостоятельно.
*В музыкальных играх и плясках овладевают более сложными действиями с предметами, в том числе новыми (палочками, султанчиками и др.); новыми движениями, которые выполняются индивидуально (бег на месте; «громкая» и «тихая» ходьба; бег вперед — назад на носках; прыжки на двух ногах).
Эмоционально откликаются на музыку;
С удовольствием слушают песни в исполнении взрослого, узнают их и подпевают понравившиеся;
Умеют слушать простые по форме и содержанию и ярко выраженные жанровые (танец, марш) музыкальные произведения;
Владеют некоторыми элементами основных и танцевальных движений, которые могут выполнять не только после показа, но и самостоятельно.
Рекомендации Программы «Истоки»
базис развития ребенка-дошкольника
Музыка учит добру
Один подросток как-то признался, что был, поражен, попав на симфонический концерт. Нет, не сама музыка поразила его, а то, что весь зал слушал, замерев от восторга, а он оставался равнодушным, скучал. «Наверное, я абсолютно не способен к музыке», решил он, и был не прав. Дело тут вовсе не в способностях, а в отсутствии навыка, умения понимать музыку.
Для начала, почаще просите ваших детей петь, а не просто так, для вас. Интерес взрослых один из стимулов для ребенка. Затем делайте следующий шаг. Вот ваш неугомонный комочек энергии носится по квартире. Кажется, никто не в силах остановить его внимание надолго. Но вдруг он замечает, что
вы сидите неподвижно и внимательно слушаете музыкальную пьесу. Он непременно спросит:
- «Что это ты делаешь?»
- «Слушаю музыку»
- «А можно я тоже послушаю?»
— «Конечно, только сиди тихо».
Другой пример.
Вы вместе с ребенком слушаете музыкальную пьесу. Останавливаете время от времени его внимание:
- «Слышишь, будто стая птичек вспорхнула».
Музыка начнет рождать и другие ассоциации, ведь она постепенно развивает в детях эмоциональную чуткость, сопереживание. Музыка помогает формировать нравственный мир ребенка.
Только не старайтесь, чтобы ваши дети слушали ее непрерывно - это очень распространенная ошибка родителей, включающих дома постоянно проигрыватель, магнитофон и т.д. Если музыка звучит постоянно, она превращается в привычный шумовой фон.
Прививая вкус к музыке ребенку, не обязательно вовсе делать из него музыканта. Музыка учит добру — вот это главное!
Недаром народная мудрость гласит:
«Держа в руках скрипку, человек не совершит зла"
Материал подготовила
Нюнькина Г.В. музыкальный руководитель 1 категории
|