Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Готовимся к школе

Подготовка руки к письму

     Ребенок идет в школу…

     И родителей, и педагогов, конечно же, волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе.

       Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.

Письмо — это  сложный  навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует  слаженной работы мелких мышц кис­ти, всей руки, правильной координации движений всего тел, а также хорошо развитого зрительного восриятия и произвольного внимания.. Овладение навыком письма — дли­тельный и трудоемкий процесс, который не всем детям  дается  легко.

     Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

     Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Он легко овладевает навыком письма.

     У ребенка, отстающего от своих ровесников в развитии способности правильно владеть руками, скорость движений его ладони и пальцев замедлена, а точность движений несколько нарушена. Он с трудом учится писать, делает это медленнее других, некрасиво.

Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Именно к 6—7 годам в основном заканчива­ется созревание соответствующих зон коры голов­ного мозга, развитие мелких мышц кисти.

     Для развития тонкой ручной координации важ­но, чтобы ребенок систематически занимался раз­нообразными видами ручной деятельности.

 Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узо­ров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для детей полезным и увлекательным занятием явля­ется рукоделие: шитье, вышивание, вязание, мак­раме.

Развитие ручной умелости невозможно без сво­евременного овладения навыками самообслужива­ния: к старшему дошкольному возрасту у ребен­ка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке по­мещения и т. п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической трени­ровкой  для  пальцев  руки.

     В процессе многих исследований отечественных и зарубежных исследователей детского изобразительного творчества было выявлено большое влияние развития  рук ребенка в процессе рисования на овладение письмом.

    Об этом же пишет французский педагог П. Шокар, подчеркивая, что развитие детского рисования будет полезным для овладения письмом благодаря упражнению кончиков пальцев руки, приученных выполнять многообразные линии.

          Овладение инструментами и материалами, а также линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для ребёнка сложную задачу, решить которую он самостоятельно не может. На каждом этапе овладения рисованием есть свои способы действия, без овладения которыми невозможно решать изобразительные задачи. Об этом достаточно убедительно писал талантливый художник-иллюстратор Е. И. Чарушин.   

     Придавая огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, он предлагал направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности. Он заботился, чтобы техника работы карандашом и красками не затрудняла, а облегчала детям создание изображения. Если ребенок неправильно держит карандаш или кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро устает, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества. Чтобы этого не произошло, необходимо показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приемы изображения.

ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ РИСОВАНИИ, ПИСЬМЕ

     Наиболее оптимальное и удобное положение паль­цев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой располо­жен несколько выше указательного, опора — на ми­зинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстоя­ние от нижнего кончика пишущего предмета до ука­зательного пальца — примерно 1,5—2,5 см. Верх­ний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способ­ствует возникновению нарушения осанки.

     Показав ре­бенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его.

ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА

Все частные случаи неправильного навыка пись­ма можно условно разделить на несколько видов:

— неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предмет «щепо­тью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендику­лярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном  пальце  и др.;

—  неправильное положение пальцев относитель­но пишущего предмета: ребенок держит руч­ку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;

—  неправильное положение руки: кисть вывер­нута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над сто­лом, зависает локоть, зависают локоть и кисть и др.;

—  неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только паль­цы, локоть фиксирован на месте и др.;

—  слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;

—  неправильное положение тела: ребенок при­нимает неудобную позу, изгибая тело в сторо­ну, подкладывает под себя ногу, приподнима­ется со стула и др.

Возможны   различные  варианты   неправильного двигательного   навыка   при   письме,   а   также   их сочетание.  В результате на листе получаются не­ровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.

     Обнаружить у ребенка неправильный  на­вык   работы   с   пишущим   предметом   можно,   наблюдая  за его изобразительной деятель­ностью.   

 Провести   такой   контроль желательно   не   позднее   четырехлетнего   возраста, чтобы  иметь достаточный  запас  времени для  ис­правления   неправильно  сформированного   навыка перед   поступлением   в   школу.

 -      Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисо­вании и закрашивании. Такие виды изобрази­тельной деятельности, как рисование и закраши­вание, вырабатывают пространственную ориента­цию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движе­ний пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя трени­ровки пальцев и руки, необходимой в дальней­шем   для   овладения   письмом.

 -      Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как прави­ло, это свидетельствует о жесткой фиксации ки­сти при рисовании. Этот недостаток хорошо вы­является при попытке ребенка нарисовать одним движением окружность диаметром - примерно 3 см (по образцу).

  -     Если ребенок имеет склон­ность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в не­сколько  приемов,   периодически  передвигая  руку.

Для того, чтобы правильно и своевременно воз­действовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навы­ка.

     Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необхо­димым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобрази­тельной деятельностью дошкольника. Показав ре­бенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6—7 лет вполне способны сами конт­ролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа доволь­но трудна для ребенка, новая правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему не­удобна, поэтому взрослые должны проявить на­стойчивость и терпение.

      Чтобы ускорить процесс исправления непра­вильно сформированного навыка и облегчить его для ребенка, при некоторых видах неправильного навыка можно использовать несколько неслож­ных   приемов.

     Если у ребенка отмечено неправильное поло­жение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку ша­риковой   ручкой   или   фломастером,   объяснив   ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слиш­ком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться ука­зательный палец (или не должен подниматься выше   —   во   втором   случае).

     Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а за­тем и рисование) крупных фигур, размером при­мерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для рас­крашивания.

    Несколько чаще, чем у их здоровых сверстни­ков, неправильный навык письма встречается у детей, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями. Причина заключается как в об­щей ослабленности их организма, так и в частых пропусках   посещения   дошкольного   учреждения, где   они   могли   бы   получить   достаточный   опыт изобразительной   деятельности.

Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполне­нии мелких движений ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, т. к. у него недоста­точно развита ручная умелость.

     Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, апплика­ции, неловки в самообслуживании (например, дол­го застегивают пуговицы, неловко завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол).

     Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, возбудимые, излишне подвиж­ные дети. У них чаще, чем у их уравновешенных сверстников, молено наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела.

     Как правило, это дети, родившиеся от неблагополучно протекавшей беременности, имев­шие родовые травмы, серьезные заболевания на первом году жизни. Из-за особенностей состоя­ния их нервной системы у них труднее и дли­тельнее вырабатываются и закрепляются двига­тельные навыки, особенно в области тонких дви­жений, а уже выработанные труднее поддаются переделке.

     Нередко случаи, когда ручная умелость недо­статочно развита у дошкольников с вполне бла­гополучной историей рождения и развития. Это случается, когда на протяжении дошкольного детства взрослые не придают значения правиль­ной организации жизни ребенка, созданию усло­вий, способствующих наиболее полному и свое­временному   развитию   движений.

     Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук

     Исправление неверно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направ­ленных как на изменение конкретных видов не­правильного навыка, так и на укрепление здоро­вья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жиз­ни ребенка таким образом, чтобы в его повсе­дневной деятельности развивались точность дви­жений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е. качества, которые позже будут необходимы для успешного  обучения  письму.

     Забота близких о здоровье ребенка имеет ог­ромное значение для правильного и своевремен­ного развития движений руки. Проведение зака­ливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помеще­ния, где ребенок проводит большую часть време­ни, соблюдение режима сна и бодрствования спо­собствуют укреплению здоровья ребенка, являют­ся действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая проч­но  и  быстро усваивать  новые умения  и  навыки.

     Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хвататель­ных движениях и развивающие силу кисти. За­мечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазанье, переходы со сна­ряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятия на трапеции и т. д. способствуют развитию точ­ности движений рук, учат дозировать усилия. Конечно, далеко не у каждого ребенка есть воз­можность поиграть на министадионе,  но для той же цели можно успешно использовать спортив­ные снаряды детских площадок по месту жи­тельства.

     Систематические занятия физическими упраж­нениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неурав­новешенным, возбудимым детям. Их близким можно посоветовать, когда ребенку исполнится 5 лет, получить у врача консультацию, каким ви­дом спорта ему лучше заниматься дополнитель­но к занятиям, развивающим координацию руки. Это могут быть оздоровительный бег и плавание, детский  теннис  и бадминтон,  хореография  и др.

Хорошим подспорьем в работе родителей яв­ляется тесный контакт с воспитателем детского дошкольного учреждения, которое посещает ребе­нок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у дошкольника в различных видах ручной деятельности, а также получат квалифи­цированный совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др.

Обнаружив у ребенка неправильный навык письма, следует обратить на этот факт внимание воспитателя. Это обеспечит преемственность контроля за фор­мированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении и поможет быстрее   достичь   желаемых   результатов.

ПОМНИТЕ!

Движения руки, столь важные для создания изображения, а в последствии для овладения навыком письма, совершенствуются и развиваются постепенно в результате многократных упражнений.

Категория: Готовимся к школе | Добавил: adora (04.03.2015)
Просмотров: 3010 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%