Ребенок идет в школу…
И родителей, и педагогов, конечно же, волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.
Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тел, а также хорошо развитого зрительного восриятия и произвольного внимания.. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Он легко овладевает навыком письма.
У ребенка, отстающего от своих ровесников в развитии способности правильно владеть руками, скорость движений его ладони и пальцев замедлена, а точность движений несколько нарушена. Он с трудом учится писать, делает это медленнее других, некрасиво.
Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Именно к 6—7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для детей полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т. п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.
В процессе многих исследований отечественных и зарубежных исследователей детского изобразительного творчества было выявлено большое влияние развития рук ребенка в процессе рисования на овладение письмом.
Об этом же пишет французский педагог П. Шокар, подчеркивая, что развитие детского рисования будет полезным для овладения письмом благодаря упражнению кончиков пальцев руки, приученных выполнять многообразные линии.
Овладение инструментами и материалами, а также линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для ребёнка сложную задачу, решить которую он самостоятельно не может. На каждом этапе овладения рисованием есть свои способы действия, без овладения которыми невозможно решать изобразительные задачи. Об этом достаточно убедительно писал талантливый художник-иллюстратор Е. И. Чарушин.
Придавая огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, он предлагал направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности. Он заботился, чтобы техника работы карандашом и красками не затрудняла, а облегчала детям создание изображения. Если ребенок неправильно держит карандаш или кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро устает, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества. Чтобы этого не произошло, необходимо показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приемы изображения.
ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ РИСОВАНИИ, ПИСЬМЕ
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора — на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца — примерно 1,5—2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его.
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА
Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:
— неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др.;
— неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;
— неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть и др.;
— неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.;
— слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;
— неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.
Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.
Обнаружить у ребенка неправильный навык работы с пишущим предметом можно, наблюдая за его изобразительной деятельностью.
Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.
- Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.
- Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребенка нарисовать одним движением окружность диаметром - примерно 3 см (по образцу).
- Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приемов, периодически передвигая руку.
Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка.
Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6—7 лет вполне способны сами контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка, новая правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение.
Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного навыка и облегчить его для ребенка, при некоторых видах неправильного навыка можно использовать несколько несложных приемов.
Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше — во втором случае).
Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а затем и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания.
Несколько чаще, чем у их здоровых сверстников, неправильный навык письма встречается у детей, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями. Причина заключается как в общей ослабленности их организма, так и в частых пропусках посещения дошкольного учреждения, где они могли бы получить достаточный опыт изобразительной деятельности.
Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, т. к. у него недостаточно развита ручная умелость.
Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании (например, долго застегивают пуговицы, неловко завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол).
Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, возбудимые, излишне подвижные дети. У них чаще, чем у их уравновешенных сверстников, молено наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела.
Как правило, это дети, родившиеся от неблагополучно протекавшей беременности, имевшие родовые травмы, серьезные заболевания на первом году жизни. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются переделке.
Нередко случаи, когда ручная умелость недостаточно развита у дошкольников с вполне благополучной историей рождения и развития. Это случается, когда на протяжении дошкольного детства взрослые не придают значения правильной организации жизни ребенка, созданию условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений.
Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук
Исправление неверно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных как на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.
Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствуют укреплению здоровья ребенка, являются действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.
Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятия на трапеции и т. д. способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Конечно, далеко не у каждого ребенка есть возможность поиграть на министадионе, но для той же цели можно успешно использовать спортивные снаряды детских площадок по месту жительства.
Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям. Их близким можно посоветовать, когда ребенку исполнится 5 лет, получить у врача консультацию, каким видом спорта ему лучше заниматься дополнительно к занятиям, развивающим координацию руки. Это могут быть оздоровительный бег и плавание, детский теннис и бадминтон, хореография и др.
Хорошим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с воспитателем детского дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у дошкольника в различных видах ручной деятельности, а также получат квалифицированный совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др.
Обнаружив у ребенка неправильный навык письма, следует обратить на этот факт внимание воспитателя. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении и поможет быстрее достичь желаемых результатов.
ПОМНИТЕ!
Движения руки, столь важные для создания изображения, а в последствии для овладения навыком письма, совершенствуются и развиваются постепенно в результате многократных упражнений.
|