Некоторые приемы подготовки руки к
письму у дошкольника
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать
ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в
подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо - новая
и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно
развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой
части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве
и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон
тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки
этого навыка - у леворуких детей.
Умение различать правую и левую стороны - это важная
предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка
необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в
виде различных игр и упражнений.
Для отработки
дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие
упражнения:
- Показать правую руку, затем
левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а
ребенок повторяет.
- Поднять то правую, то левую руку.
Взять предмет то правой, то левой рукой.
- После уточнения речевых
обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей
тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
- Можно предложить и более сложные
задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и
т.д.
Отработав представления о правой и левой
сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем
пространстве, например:
- Определение пространственного
расположения предметов по отношению к ребенку: "Покажи, какой предмет
находится справа от тебя" или "Положи книгу слева от себя". Если
ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе
к правой руке, слева - ближе к левой.
- Определение пространственных
соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
- Ребенку предлагается взять правой
рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и
положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: "Где находится
книга, справа или слева от тетради?"
- Ребенку предлагается положить
карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится
ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по
отношению к тетради - справа или слева.
- Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева
от нее положить карандаш, справа - ручку и т.д.
Трудности в письме связаны, прежде
всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к
этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать
ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.
Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
- Простой и эффективный способ
подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки,
ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие
тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
- Можно предложить ребенку
копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты
и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что
является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
- Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая,
вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает
мелкие мышцы пальцев.
- Существует интересный способ
развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев
отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
- Кроме того, можно порекомендовать
нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок,
крючков.
- Е.Н. Потапова предлагает
оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных,
мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той
или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой
мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист
картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв,
запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через
тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была
впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила
распространение уже в 20-е годы.
Готовя ребенка к школе, можно
проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными
фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:
- Написать букву (нарисовать
фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
- Положить кружок, справа от него -
нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
- Нарисовать точку, ниже точки -
крестик, справа от точки - кружок.
- Нарисовать квадрат, справа от
него - крестик, выше крестика поставить точку.
- Определение правой и левой сторон
предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону
книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе
|