В широком смысле под адаптацией понимается приспособление организма к окружающим условиям. У человека адаптация имеет два аспекта: биологический и психологический или социальный.
Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения личностью норм и ценностей новой социальной группы. При общих закономерностях адаптационного процесса, конечно, есть существенные отличия его развития у детей. Сдвиги, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного (физиологического) до психического (или уровня регуляции деятельности).
Совокупность общих черт, характеризующих процесс адаптации, называют адаптационным синдромом.
В развитии адаптационного синдрома обычно выделяют 3 стадии:
I. «Стадия тревоги», когда новая ситуация воспринимается организмом в целом как стресс, в ответ на который, происходит мобилизация всех сил организма.
II. «Стадия сопротивляемости», где повышается устойчивость к различным воздействиям новой среды.
III. «Стадия стабилизации», на которой организм и психика приходят в свое обычное здоровое состояние.
Если на первых двух стадиях человек не смог мобилизовать свои силы и неблагоприятное действие новой, «враждебной» среды не ослабевало, то на третьей стадии происходит не стабилизация, а истощение, которое может привести к серьезному заболеванию или гибели организма.
Для периода детства наиболее критичными с точки зрения адаптации являются несколько возрастных периодов: новорожденность, ранний возраст, младший школьный возраст. Все эти периоды подразумевают приспособление ребенка к новым условиям среды: постнатальное развитие, приход в детский сад и поступление в школу.
Что отягощает адаптацию во всех периодах детства?
1. Наличие биологической нестабильности (нездоровье ребенка от рождения)
Любое устойчивое или временное заболевание будет отягощать адаптацию незрелого организма ребенка во всех возрастных стадиях. В этом случае адаптация будет носить затяжной и тяжелый характер.
2. Отсутствие установки или психологической готовности к новой жизненной ситуации.
Для разных возрастных этапов психологическая готовность будет иметь различное содержание и проявления, например, готовность новорожденного ребенка появиться на свет и готовность ребенка пойти в первый класс, безусловно, различны, но и в том и другом случае для успешной адаптации она необходима.
3. Биологическая или социальная незрелость — нельзя путать с биологической нестабильностью.
О трудностях адаптации
Здесь имеется в виду наличие определенной задержки развития одного или нескольких социальных показателей. Ярким примером может в этом случае быть адаптация детей раннего возраста к детскому саду или дошкольников к школе. В первом случае затруднять адаптацию может отсутствие самостоятельной активной речи или слабо развитая предметная деятельность, а во втором — нарушения произвольности, доминирование игровой деятельности.
Во всех случаях для успешной адаптации ребенку необходима помощь семьи, правильное поведение родителей в этот нелегкий период, их умение предвидеть и предотвратить «факторы риска», психологически поддержать ребенка на всех стадиях адаптационного процесса.
Замечая невротические изменения в поведении и состоянии своего ребенка, многие родители впадают в панику, их поступки и взаимоотношения с ребенком и окружающими носят деструктивный характер, что еще больше повышает напряженность ситуации и оттягивает стадию стабилизации процесса.
Вооруженные грамотной информацией, родители должны адекватно вести себя во время этого нелегкого, но необходимого периода и своим примером помогать ребенку.
|