У детей, начавших посещать дошкольное образовательное учреждение, могут появляться страх, беспокойство, заторможенность, вялость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. Все данные проявления указывают на трудности адаптационного периода. (Адаптационный период — период привыкания к новым условиям).
В период адаптации необходимо быть особенно внимательным и чутким к малышу. Ежедневно расспрашивайте его о жизни детского сада. Удивляйтесь, радуйтесь успехам Вашего малыша и обязательно хвалите его. Ваши беседы должны быть наполнены положительными эмоциями. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьёз, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.
Степень выраженности адаптационных нарушений связывают прежде всего:
- с предшествующими условиями воспитания, под влиянием которых формируется система высшей нервной деятельности ребёнка;
- со своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребёнка к матери;
- с организацией учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, социальными условиями;
- с индивидуальными особенностями ребёнка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
В динамике адаптационного процесса обычно выделяют три стадии:
- стадию тревоги;
- стадию сопротивляемости;
- стадию стабилизации состояния и выздоровления, либо истощения.
Различают следующие виды адаптации:
- Сенсорная адаптация — приспособительные изменения органов чувств соответственно действующему раздражителю;
- Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т. е. способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.
Когда мы говорим о психологической адаптации, мы имеем ввиду не только психологический и социальный аспекты, но и биологический. Психологический аспект выражается в активности ребенка и в усвоении им правил поведения в детском саду («приспособление себя») и преобразование их («приспособление к себе»). Очень важным для успешной адаптации является оптимальное соотношение этих компонентов в активной деятельности ребенка.
В психосоциальном аспекте так же важно учитывать согласования самооценки, потребностей и возможностей ребенка с реальностью. Нарушение организаций приспособления ребенка приводит к дезадаптации.
Причины социальной дезадаптации:
- отсутствие навыков общения;
- неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
- высокие требования к окружающим (особенно если ребёнок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднегруппового;
- эмоциональная неуравновешенность;
- установки, препятствующие общению, такие как готовность унизить собеседника, проявить своё превосходство;
- тревожность и боязнь общения;
- замкнутость.
Учитывая и анализируя причины стресса, закономерностей его течения стресса, можно предоставить возможность неблагоприятных влияний на ребёнка критических ситуаций.
Причины возникновения стрессовых состояний:
- Длительное нахождение в большом коллективе детей, среди которых могут быть дети, неприятные ребёнку.
- Строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.
- Фрустрация потребностей ребёнка.
- Общение сразу со многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть ему приятны.
В начале посещения дошкольного образовательного учреждения адаптационный стресс изменяет реактивность — защитные силы организма, и ребёнок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями.
К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления тиков, заикания и др., т.е. психомоторных нервных нарушений.
|