Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Готовимся к детскому саду

Адаптационные нарушения

У детей, начавших посещать дошкольное образовательное учреждение, могут появляться страх, беспокойство, заторможенность, вялость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. Все данные проявления указывают на трудности адаптационного периода. (Адаптационный период — период привыкания к новым условиям).

В период адаптации необходимо быть особенно внимательным и чутким к малышу. Ежедневно расспрашивайте его о жизни детского сада. Удивляйтесь, радуйтесь успехам Вашего малыша и обязательно хвалите его. Ваши беседы должны быть наполнены положительными эмоциями. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьёз, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.

Степень выраженности адаптационных нарушений связывают прежде всего:

  • с предшествующими условиями воспитания, под влиянием которых формируется система высшей нервной деятельности ребёнка;
  • со своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребёнка к матери;
  • с организацией учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, социальными условиями;
  • с индивидуальными особенностями ребёнка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.

В динамике адаптационного процесса обычно выделяют три стадии:

  1. стадию тревоги;
  2. стадию сопротивляемости;
  3. стадию стабилизации состояния и выздоровления, либо истощения.

Различают следующие виды адаптации:

  • Сенсорная адаптация — приспособительные изменения органов чувств соответственно действующему раздражителю;
  • Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т. е. способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.

Когда мы говорим о психологической адаптации, мы имеем ввиду не только психологический и социальный аспекты, но и биологический. Психологический аспект выражается в активности ребенка и в усвоении им правил поведения в детском саду («приспособление себя») и преобразование их («приспособление к себе»). Очень важным для успешной адаптации является оптимальное соотношение этих компонентов в активной деятельности ребенка.

В психосоциальном аспекте так же важно учитывать согласования самооценки, потребностей и возможностей ребенка с реальностью. Нарушение организаций приспособления ребенка приводит к дезадаптации.

Причины социальной дезадаптации:

  • отсутствие навыков общения;
  • неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
  • высокие требования к окружающим (особенно если ребёнок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднегруппового;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • установки, препятствующие общению, такие как готовность унизить собеседника, проявить своё превосходство;
  • тревожность и боязнь общения;
  • замкнутость.

Учитывая и анализируя причины стресса, закономерностей его течения стресса, можно предоставить возможность неблагоприятных влияний на ребёнка критических ситуаций.

Причины возникновения стрессовых состояний:

  • Длительное нахождение в большом коллективе детей, среди которых могут быть дети, неприятные ребёнку.
  • Строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.
  • Фрустрация потребностей ребёнка.
  • Общение сразу со многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть ему приятны.

В начале посещения дошкольного образовательного учреждения адаптационный стресс изменяет реактивность — защитные силы организма, и ребёнок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями.

К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления тиков, заикания и др., т.е. психомоторных нервных нарушений.

Категория: Готовимся к детскому саду | Добавил: adora (13.05.2018)
Просмотров: 1654 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%