Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации » Физическое развитие

От года до трех. Оздоровительные упражнения

На втором году жизни главная задача родителей — поддерживать врожденное стремление ребенка к разнообразным движениям, учить его менять позы и положения, уверенно ходить, оберегать от травм.
С развитием умения ползать и ходить у ребенка расширяется диапазон деятельности, возрастает осознанное восприятие и познание мира, он более умело обращается с игрушкой — все это оказывает большое влияние на его психическое развитие.
На третьем году жизни интенсивно развивается подвижность рук и ног, ребенок набирается сил, любит залезать куда-нибудь повыше, может быстро начать движение. Задача родителей — способствовать всестороннему развитию у ребенка умения ходить, бегать, прыгать, лазать; учить его играть с игрушками и, кроме того, осваивать с ним основы культуры поведения.
Занятия родителей с ребенком приобретают более четкие формы, так как можно уже использовать все приведенные ниже виды упражнений.

Оздоровительные упражнения
Оздоровительные упражнения способствуют нормальному росту и формированию правильной осанки. Однако, чтобы они эффективно решали эту задачу, детям необходимо выполнять их правильно. Поэтому ребенок вначале занимается с помощью взрослого, постепенно самостоятельно осваивая нужные движения так, как надо.

·  Помаши в знак приветствия.
Ребенок поднимает руки вверх и машет одной, а затем другой рукой, держа в ней флажок, платок или ленточку. Для формирования свода стопы хорошим упражнением является стойка на носках.

·  Великан и карлик.
Ребенок поднимается на носки, поднимает руки и вытягивается вверх (вначале с помощью взрослого) — великан; затем садится на корточки, опускает голову и съеживается — карлик. Эти положения медленно чередуйте в согласовании с дыханием: выпрямиться— вдох, присесть на корточки — выдох (произносить звуки ш-ш-ш или и-и-и). Можно выполнять упражнения и во время ходьбы: великан — ходьба на носках, карлик — ходьба в приседе.

·  Качели.
Ребенок покачивается, сидя на корточках и пружиня в коленях и щиколотках. Взрослый, присев, держит ребенка за обе руки и демонстрирует упражнение; ребенок подражает ему.

·  Поклоны.
Ребенок наклоняется вперед по направлению к кому-нибудь из родителей, к игрушке, к окну, двери и т.п. (пространственная ориентация).

·  Ель, елка, елочка.
Ребенок меняет положения: вначале стоя, туловище прямое, руки в стороны (ель); затем полуприсев, руки в стороны (елка); и, наконец, сидя на корточках, спина выпрямлена, руки в стороны (елочка).
Если ребенок не сможет самостоятельно выполнить приседание, сохраняя спину прямой, взрослый помогает ему, придерживая за обе руки (стоя лицом друг к другу).

·  Паяц.
Ребенок выполняет хлопки в ладоши перед собой, за спиной, над головой; в положении стоя, сидя, на корточках, лежа на спине и на животе. Взрослый задает темп (ладушки, ладушки... хлоп, хлоп...).

·  Езда на велосипеде.
Лежа на спине, ребенок попеременно сгибает и выпрямляет ноги, как при езде на велосипеде; взрослый помогает ему притянуть бедра к груди, чтобы движение было более интенсивным.

·  Куколка.
Ребенок сидит согнувшись, ноги скрестно, руки лежат на коленях. Выпрямляясь, он поворачивает голову и верхнюю часть туловища за игрушкой, за кем-то из родителей и т. п. Из этого положения наклоняет голову вперед, назад, в сторону к одному, а затем к другому плечу.

·  Покажи ножки!
Ребенок, лежа на спине, поднимает согнутую ногу вверх; взрослый, захватив одной рукой пятку, а другой — колено, осторожно разгибает ее.

·  Тряпичная кукла.
Перед ребенком стоит задача: лежа на спине закрыть глаза и расслабиться. Убедитесь, хорошо ли расслабился ребенок — для этого возьмите его за руки и потрясите. При правильном расслаблении пассивное движение переходит с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребенка покачивается, как у тряпичной куклы.
Умение расслаблять мышцы очень важно для владения телом, а также для снятия психического напряжения — например, при засыпании. Упражнения на расслабление следует включать в каждое занятие.

Основы акробатических упражнений
Не нужно бояться этого названия. На самом деле речь пойдет о некоторых подготовительных упражнениях и положениях, которые являются подводящими к акробатическим. Они абсолютно безопасны и соответствуют возможностям ребенка, так что можете без всяких опасений выполнять их с малышом.
Разумеется, ребенку необходимы ваша постоянная помощь и надежная страховка.
Начинайте выполнять эти упражнения обязательно на мягкой подстилке (на ковре, сложенном покрывале, резиновом матраце, на траве и т.п.), в медленном темпе и сосредоточившись. Не допускайте, чтобы при выполнении более сложных упражнений ребенок шалил и не подчинялся вашим указаниям. В таком случае лучше отказаться от занятий и возвратиться к ним, когда ребенок сможет лучше сосредоточиться. Именно в этом состоит воспитательная сила коллективных занятий с детьми: дети учатся сосредоточенно и целенаправленно трудиться.

·  Состязания в ловкости.
Соревнуйтесь с ребенком: кто раньше встанет из положения лежа, кто раньше сядет из положения стоя. Для того чтобы заинтересовать ребенка, позволяйте ему выигрывать часто, но не каждый раз. Ребенок должен привыкать к тому, что он не может быть всегда и во всем первым (подавление эгоизма).

·  Маленький самолетик.
Взрослый берет ребенка под предплечья и грудную клетку и поднимает в горизонтальном положении вверх. Если ребенок боится, то вначале держится за плечи взрослого, и тот поднимает его на напряженных руках, поддерживая снизу за туловище, После того как ребенок преодолеет страх, взрослый может немного покружиться, а ребенок разводит руки в стороны и красиво прогибается — «самолетик летит». Упражнение помогает ребенку преодолеть страх высоты, необычного положения.

·  Большой самолет.
Взрослый поднимает ребенка, лежащего на спине, поддерживая его обеими руками под ягодицы. Ребенок крепко держит его за шею, при этом голова лежит на плече взрослого. Следует следить за тем, чтобы ребенок держался прямо (не сгибаясь). После преодоления внутреннего страха у ребенка взрослый 2—3 раза кружится с ним на одном месте — «самолет летит».

·  Ласточка.
Ребенок стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище наклонено вперед, голова поднята. Взрослый держит ребенка за обе руки (позже — за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза удерживается не более 1 с, затем опорная нога меняется. Упражнение сложное, но нравится детям, и они постепенно в нем совершенствуются, стараясь сохранять равновесие; это способствует развитию самостоятельности и умения сосредоточиваться.

·  Зайчик.
Ребенок сидит на корточках, опираясь на руки (на четвереньках), взрослый обхватывает его за пояс и побуждает выпрямить назад согнутые ноги (сначала одну, потом другую, затем обе одновременно); на мгновение ребенок опирается только на руки (с помощью взрослого). Упражнение следует повторить 3 раза, чтобы ребенок смелее отрывал ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше.

·  Качели на ноге взрослого.
Взрослый сидит на кушетке (на стуле) и покачивает ребенка, сидящего верхом у него на коленях (лицом к нему) или стоящего на подъеме стопы. Ребенок держит взрослого за руки. Если ребенок не испытывает страха, он может качаться на ногах у взрослого, лежа на спине.

·  Рыбка.
Ребенок быстро перекатывается из положения лежа на спине на живот; руки вытянуты вверх или вдоль тела. Вначале занимайтесь с ребенком на мягкой подстилке, обязательно страхуя его. Освоив упражнение, ребенок сможет выполнять его на твердой подстилке (на полу) самостоятельно, без страховки. Упражнение повторить 5 раз.

·  На коне.
Ребенок сидит на плечах у взрослого, который держит его за ноги. Вначале ребенок держится за голову взрослого. После того как он победит чувство страха, взрослый с ним подпрыгивает, кружится, танцует, полуприседает, садится на корточки, наклоняется вперед.
Упражнение дает основную нагрузку на нижние конечности; смена положений тела способствует укреплению мышц ног взрослого. У ребенка оно вырабатывает смелость — преодоление страха высоты, необычного положения.

·  Младенец.
Взрослый берет ребенка на руки, одной ру- кой поддерживая под ягодицы, а другой обхватив поперек спины, и покачивает его в разные стороны, как будто баюкает.

·  Куколка, прыг!
Ребенок пытается встать из положения сидя ноги скрестно с небольшой помощью взрослого, держа его сначала за руки, а потом только за пальцы. В исходное положение он возвращается самостоятельно. Упражнение повторить 3—4 раза.

·  Рюкзак.
Ребенок сидит верхом на спине у взрослого, который, придерживая его под ягодицы, подпрыгивает с ним, кружится и танцует. Упражнение способствует развитию смелости у ребенка.

·  Почти до неба.
Взрослый поднимает ребенка, держа его под мышки, высоко над головой. Ни в коем случае нельзя подкидывать ребенка вверх!

·  Лифт.
Родители с помощью крестообразного соединения рук (левой ухватить запястье своей правой руки, а правой — запястье левой руки партнера) делают «стульчик» и приседают на корточки. Ребенок садится на «стульчик» и крепко обхватывает родителей за шеи.
Родители привстают в полуприсед, затем возвращаются в положение приседа, а ребенок попеременно поднимается и опускается.
Упражнение развивает смелость и самостоятельность у ребенка, учит его сохранять равновесие, способствует укреплению мышц рук и ног у родителей. Закончив упражнение, родители переходят в полуприсед и ребенок спускается на пол. Нельзя позволять ребенку спрыгивать с высоты.

·  Посмотри на меня!
Ребенок стоит, широко расставив ноги. Затем наклоняется вперед, голову опускает как можно ниже между ног и смотрит через образованное ногами «окошко» на кого-нибудь из родителей. Упражнение является подготовительным к выполнению кувырка.

·  Кувырок через колени.
Взрослый сидит, вытянув сомкнутые ноги и опираясь руками о пол. Ребенок стоит, ноги шире плеч, около его левой ягодицы; затем наклоняется вперед и опирается головой о бедро взрослого. Взрослый захватывает ребенка правой рукой за затылок, левой — за правую согнутую ногу (над щиколоткой) и перекатывает его через свои колени в положении сидя на полу.
Опыт показал, что выполнять кувырок через колени всегда удобнее с левой стороны ягодиц (если ребенок не левша), чтобы правая рука взрослого могла обеспечить правильное положение головы.
Обратите внимание: небрежное выполнение упражнения (кувырок с прогнутой спиной) грозит травмой шейных позвонков. При выполнении упражнения шея ребенка должна быть постоянно согнутой, подбородок притянут к груди; не следует прогибаться в спине.
Кувырок через колени можно выполнять только после освоения «колыбельки» и упражнения «посмотри на меня» с детьми в возрасте от 2,5 года.

·  Колыбелька.
Ребенок, сидя на мягкой подстилке, сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками; затем с помощью взрослого перекатывается в группировке в положение лежа. Взрослый придерживает ребенка за носки и, в случае необходимости, страхует его, придерживая за затылок.
  Упражнение является подготовительным для выполнения кувырка вперед, развивает гибкость позвоночника, пространственную ориентацию и равновесие. В дальнейшем перед ребенком ставится цель освоить его самостоятельно.

Категория: Физическое развитие | Добавил: adora (01.05.2011)
Просмотров: 1325 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%