Узнавание предметов по заданным признакам.
Назови предмет, про который можно
сказать:
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее
описание:
"День становится длиннее. Все
больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают
строить гнезда."
Сравнение двух или более предметов.
- Чем
похожи эти слова:
- кошка,
книга, крыша;
- число, весло, кресло;
- Назовите общие признаки:
- яблока и арбуза;
- кошки и собаки;
- стола и стула;
- ели и сосны;
- голубя и дятла;
- ромашки и гвоздики.
- Чем отличается:
- ручка от карандаша;
- рассказ от
стихотворения;
- сани от телеги;
- осень от весны;
- дерево от кустарника;
- лиственное дерево от
хвойного дерева.
К указанному предмету подобрать слово,
которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно
объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы; колесо - ?
Стрелка – это часть часов, значит к слову "колесо” можно
подобрать слово "машина”, потому что колесо – часть машины.
колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
цветок – бутон, листок - ?
Проанализировать три логически связанных понятия,
выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход
рассуждений.
ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.
Подобрать слово противоположного значения.
Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом "а”, в котором будут
объединены оба антонима.
- покупать
–
- открывать
–
- помнить –
- встречать –
- толстый –
- мелкий –
- полный –
- знаменитый –
- голодный –
- брать -
К каждому сочетанию слов подобрать двойной
антоним. С каждой парой слов составить предложение.
Пример: умный друг – глупый враг.
тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз –
Логические задачи:
- Рыбак
поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже,
чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
- На веревке завязали три
узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
- Коля ростом выше Егора, но
ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
- Маша купила 4 шара красного
и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров
каждого цвета купила Маша?
- На столе стояло 3 стакана с
вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
- Когда гусь стоит на одной
лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
- Что тяжелее килограмм ваты
или килограмм железа?
Подробно объяснить, в чем ошибка
предложенных суждений.
- ваза
хрустальная, а стакан легкий;
- зебра полосатая, а леопард злой;
- холодильник белый, а ковер
мягкий;
- огурец зеленый, а яблоко
растет на дереве.